МИРСКОГО МЯТЕЖА БЕГАЯ...

(Православная газета ? 10)

     "Мирского мятежа бегая, все желания обратил еси к Богу... очистив душу и тело, принял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей твоих..." - так гласит молитвословие, обращенное к Праведному Симеону, верхотурскому Чудотворцу. 25 сентября (12-го по старому стилю) Православная Церковь отмечает день перенесения мощей Симеона Верхотурского. Нынешний год - 390-й. История Урала, его духовная жизнь во многом связаны с именем верхотурского Чудотворца. Предки наши гордились святым земляком, благоговейно почитали чудодейственные его мощи, строили и украшали Верхотурский монастырь. А среди нас, сегодняшних, многие ли имя-то такое знают?
      Симеон пришел в окрестности Верхотурья в начале 17- го века. Целью его было уединение в этом, тогда еще малоосвоенном краю для молитв и духовного самосовершенствования. Симеон шил шубы для крестьян, удил рыбу в реке Type. Тем и пропитывался. Достатков не имел. Жил в селе Меркушино, пользуясь гостеприимством то в одной избе, то в другой. В сельской церкви долгими часами он горячо молился. Не был Симеон ни князем, ни митрополитом, ни строителем монастыря, не всеми был понят и кем-то осмеян, но стал велик духом, а тело его после смерти получило чудное нетление.
      Мощи праведного Симеона были обретены в селе Меркушино в 1692 году, а в 1704-м их торжественно перенесли в город Верхотурье, в Николаевский мужской монастырь. Более 200 лет тянулся в Верхотурье поток паломников, искренне и горячо веривших в исцеляющую силу Святых мощей. Вера и в самом деле оказывалась чудотворной. Свидетельства этого братия Николаевского монастыря аккуратно собирала. Некоторые из них сохранились до наших дней. Вот письмо, пришедшее в Верхотурье в 1866 году из Перми от чиновника С. Попова: "...младшая моя дочь Александра от страшно тяжелой болезни, которую пермские врачи не могли понять и отказались от больной малютки, исцелена молитвами Святого Праведного Симеона Верхотурского, на которого я положил всю надежду". Из подобных документов составлена целая летопись.
      Небесный покровитель Екатеринбургской епархии, Симеон Верхотурский осенил своим именем дело народного просвещения. В 1886 году было основано церковное братство Святого Праведного Симеона Верхотурского. Члены его на средства Епархии, Синода и на добровольные пожертвования открывали школы и оказывали поддержку миссионерам. Сто лет назад в ведении братства находилось около 300 школ, где грамоте и Закону Божию обучалось 10 тысяч детей.
      Октябрьская революция российские святыни, как известно, решила упразднить за ненадобностью. В 1919 году Наркомат юстиции принял решение вскрыть мощи русских угодников, лишив их тем самым святости, и привести, так сказать, к общему материалистическому знаменателю. В Верхотурском монастыре гроб Праведного Симеона вскрывали дважды: в 1920 и в 1924 годах. В 1929 году проведено было пропагандистски обставленное изъятие мощей и вывоз их в музей Свердловска. Тщательно разрабатывалась программа этого мероприятия. Вся переписка шла под грифом "секретно". С 1924 года рака с мощами верхотурского чудотворца была опечатана, однако многочисленные паломники продолжали стекаться к ней. В 1928 году община верующих Верхотурья обратилась к местным властям с ходатайством о снятии печатей. В ответ на это областной административный отдел потребовал "полной ликвидации варварского пережитка".
      Изъятие мощей Симеона Праведного было назначено на 30 мая 1929 года. К этому времени специальный уполномоченный сообщил в область о полной подготовленности общественного мнения Верхотурья и о том, что возражает против изъятия "только верхушка церковного актива, состоящая из бывших людей". (Слово "бывшие" употреблено в этом документе, да и в других, без всяческих кавычек. Понималось все буквально: кто стоял за старые традиции, тому места в людском обществе более не отводилось). По поводу вывоза мощей Симеона Верхотурского был проведен митинг, на него подобрали делегатов от райкома ВКП(б), комсомола, окрисполкома, Союза безбожников, от трудящихся женщин, крестьян, школьников и др. Мероприятие проходило под духовой оркестр, с соответствующими лозунгами. Мощи снова, в третий раз, были вскрыты, разобраны по частям, занесены в акт. Присутствовала кинохроника. Останки праведника, 200 лет бывшие предметом благоговейного поклонения, приносившие людям душевное и телесное исцеление, стали наглядным пособием для обучения воинствующему атеизму, ведь еще в марте 1929 года фракция ВКП(б) Уралоблисполкома исходатайствовала возможность представления мощей Симеона Праведного Свердловскому музею безбожников.
      Теперь мощи верхотурского Чудотворца возвращены Церкви. Деятельными и самоотверженными усилиями восстанавливается Николаевский монастырь. А вот души наши? С ними трудней. И все же должны, непременно должны стать определяющими для нас, не попадающими под классовые подходы и принципы, такие понятия, как уважение своих и чужих традиций, бережное отношение к истории, взаимопонимание, терпимость. Не бывшие же мы люди, в самом деле!

О. БУХАРКИНА
археограф Государственного архива Свердловской области.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.