ВИНОВАТО ЛИ ВИНО?

(Православная газета ? 3)

     Проблема пьянства, алкоголизма в последние годы не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, становится все более значимой. В России отмечается существенный рост числа больных алкоголизмом и наркоманией, преимущественно молодого возраста. Медики, психологи, социологи по-разному оценивают это явление. Для лечения наркологических больных, как правило, используется лекарственная терапия. Но получают свое развитие и альтернативные методы, такие, как психотерапия, социально-психологическая реабилитация и другие. Сегодня мы беседуем с настоятелем Свято- Пантелеимоновского храма Екатеринбурга, священником Димитрием Байбаковым.

     - В целом христианский подход, христианский взгляд на проблему алкогольной зависимости не отвергает и не противоречит подходу врачебному. Имеет ли пьянство социальные корни? Конечно. Является ли алкоголизм медицинской проблемой? Безусловно. Компетентен ли психолог в ее разрешении? Пожалуй, да. Но эта страсть, как и любая другая, имеет прежде всего духовные истоки, духовную природу. Потому церковный подход, не подменяя медико-социального, дополняет его и дает цельную картину явления.
     - Духовные истоки... Какой смысл вкладывается в это определение?
      - Одним из разделов богословской науки является аскетика. Если перевести это слово на более понятный язык, то оно будет звучать, как "грехология", то есть наука о грехе. Обычно в сознании большинства даже верующих людей понятие греха сводится к злому делу, определенному факту, конкретному случаю. Однако грех вовсе не должен быть ограничен одним только этим понятием. То, что произошло, как злое дело, есть не что иное, как проявившееся во-вне последствие нашего внутреннего душевного содержания.
      В глубине души человека сокрыта сложная ткань разных настроений, воспоминаний, привычек. И вот, источником греха как раз являются такие состояния души, которые аскетика именует страстями и выделяет из них восемь главных: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Именно они и порождают конкретные недобрые поступки.
      Очень распространенным является заблуждение, что тот или иной грех как-то вдруг, откуда-то, ни с того ни с сего, овладевает волей человека. Но сам собой грех в душе не появляется. Греховный поступок - отрицательный феномен духовной жизни - задолго до этого проникнув под тем или иным влиянием в наше сердце, незаметно там укоренился, свил свое гнездо. А данный поступок - только поросль, порождение страсти, против которой и надлежит вести духовную брань.
     - А существуют ли какие-то специфические для Церкви способы помощи?
      - Да, конечно. Не умаляя значения других способов коррекции, Церковь предлагает и свои, быть может, более глубокие. Во- первых, это христианская гармонизация жизни вообще, это выработка установки на борьбу со страстями. И помощью в этой духовной брани будет молитва. И просто призывание имени Божия на помощь, и специальные молитвословия, такие, как акафист Божией Матери в четь иконы "Неупиваемая Чаша", канон святому мученику Вонифатию и другие, читаемые как самим человеком, имеющим склонность к алкоголизации, так и его близкими.
      Очень интересными являются работы священников-психиатров из храма Божией Матери Целительницы при институте Клинической психиатрии в Москве. Накопленный ими опыт работы, подготовка, полученная в ряде итальянских центров позволили внедрить собственную программу по лечению и реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом при одном из сельских храмов. Программа ориентирована на каждую конкретную личность и ее ближайшее окружение, их духовно-нравственный рост, созидание новых позитивных социальных связей и ценностей, и позволяет получать очень неплохие результаты.
     - Скажите, а пьянство считается тяжким грехом?
      - По древним апостольским правилам - церковным законам - предающиеся вину священнослужители должны быть извержены (из сана), а миряне - отлучены (от Церкви). Не менее строго подходили к этому и святые Отцы. Иоанн Златоуст писал: "Если когда человек бывает под властью дьявола, так это особенно в пьянстве. Пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия".
     - Значит, Церковь очень жестко карает людей, склонных к употреблению спиртного?
      - Это не совсем так. Само употребление вина не несет в себе ничего дурного. Вино, как известно, используется и в таинстве причащения. По словам того же Иоанна Златоуста, "вино есть Божие дело, а пьянство - дьявольское", и "не вино худо, а его злоупотребление". Поэтому просто в употреблении вина никакого греха нет. Грех там, где винопитие становится страстью, а человек - рабом этой страсти. Но и в этом случае Церковь не карает. Вообще, понятия "пьяница", "вор", "лжец" чужды истинной духовности. Церковь против пьянства, воровства, лжи как явлений, но не против тех людей, которые подвержены этим порокам. Как известно, Христос пришел не к праведникам, а ко грешникам, чтобы спасти их. Поэтому Церковь и борется за этих людей, а не против них.
     - А могли бы Вы рассказать о каком-то конкретном опыте помощи людям с алкогольной зависимостью со стороны Церкви?
      - Пока такой опыт имеет место только в столице. Законом 1929 года Церкви было запрещено заниматься благотворительностью и вообще какой-либо общественной деятельностью. Отмена его произошла всего несколько лет назад. И как раз в это время в Москве была зарегистрирована общественная ассоциация "Наркология", в которую вошли и представители Русской Православной Церкви. Под эгидой Церкви планируется создать систему реадаптации и реабилитации наркологических больных, священники будут оказывать духовную и моральную помощь людям, находящимся как на амбулаторном, так и на стационарном лечении. Практические шаги предпринимаются также рядом православных приходов в виде формирования терапевтических общин, братств трезвости.
      В Екатеринбурге делаются тоже самые первые попытки в этом направлении. Я имею в виду создание при областной психиатрической больнице Свято-Пантелеимоновского православного прихода, который будет духовно окормлять и четыре наркологических отделения больницы. Администрация клиники к такому сотрудничеству готова и рада ему. Развитие же приходской жизни во круг храма Целителя Пантелеимона будет помогать пациентам формировать установку на излечение.
      Бог даст, усилия медиков, психологов и священнослужителей и у нас объединятся во имя восстановления утраченной гармонии, во имя человека - как образа и подобия Божия.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.