ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПРОБЛЕМЫ СПИДА

                С РОСТОМ числа людей, инфицированных вирусом, эффективных способов борьбы с которым пока не найдено, становится все более очевидным, что проблемы СПИДа носят не только научный, медицинский характер, но и характер морально-этический, нравственный, духовный.
                Мне как священнику было бы уместно рассказать о некоторых из них. В обществе бытует достаточно стойкий стереотип о том, что все болезни вообще, а СПИД в особенности, это наказание Божие за грехи тех или иных людей, которых эти болезни постигают. Такой взгляд верен лишь отчасти: согрешаем мы против наших ближних, себя, Бога практически все, но болеют, особенно неизлечимыми недугами, далеко не все. С другой стороны, нередко мы с ужасом узнаем, что смертельно болен наш знакомый, как говорят, "кристальной души человек", который "в жизни никого не обидел"... Таким образом, рассматривать болезнь только как расплату за грехи - неверно. Очень часто болезни попускаются нам не в наказание, а для того, чтобы мы остановились, задумались, так ли живем, чтобы имели время раскаяться в какой-то неправоте своей и очистить души свои для жизни вечной. В своей пастырской практике я нередко сталкивался с тем, что именно в болезни человек впервые задумывался о Боге, принимал Таинство Крещения, впервые исповедовался и причащался. Итак, первое, что я хочу подчеркнуть, болезнь - это не всегда наказание, а даже чаще -последнее средство Божие для нашего вразумления и спасения. Кстати, многие люди, обратившись к Богу даже в тяжелых болезнях, выздоравливали, получали от Бога исцеление и начинали новую жизнь.
                Из такого понимания болезни давайте рассмотрим и другую проблему: отношение общества к больному. В данном случае, ВИЧ-инфицированному. Будем ли мы смотреть на этого болящего, как на наказанного Богом грешника, как на изгоя, или как на страждущего, нуждающегося в нашей помощи и поддержке человека? Естественно, что та нетерпимость, которая проявлялась в той же Америке в первые годы распространения СПИДа, когда ВИЧ-инфицированных убивали, сжигали их дома, та нетерпимость, которая начинает выкристаллизовываться и в нашем обществе, она просто не совместима с христианским мировоззрением. Не со страждущим человеком мы бороться должны, а за него: против тех пороков и страстей, которые способствуют распространению неизлечимой болезни и появлению все новых и новых ее жертв. Мы должны бороться не с болящим, а с наркоманией, с сексуальной распущенностью, со все-дозволенностью, в конце концов, с теми, кто поощряет распространение этого зла и несет страдание многим, просто-напросто не имеющим четких нравственных ориентиров людям, их семьям, их близким.
                Чем может помочь Церковь ВИЧ-инфицированным? Во-первых, вселить в них веру в возможность преодолеть болезнь. Внутренний настрой человека, его отношение к своему заболеванию, стремление "выпрыгнуть" из болезни, конечно, очень много значат для выздоровления. Уже через одну эту веру, как свидетельствует не только история, но и наши дни, наши современники, человек может получить исцеление или, по крайней мере, облегчение своих страданий.
                Через Таинство Исповеди Церковь, как любящая мать, также протягивает своим детям руку помощи и спасения. Освобождаясь от тяжести грехов, человек очищается, опять же получает облегчение и моральный стимул для дальнейшей жизни.
                Само богослужение обладает огромным умиротворяющим воздействием на душу человека, нередко позволяет переосмыслить свою жизнь, систему сложившихся ценностей и представлений.
                Именно в этом мне видится основная роль Церкви в поддержке ВИЧ-инфицированных: помощь в переосмыслении и обновлении своей жизни, духовная поддержка страждущим людям и формирование терпимости и понимания по отношению к ним окружающих, в том числе и родственников.
                Безусловно, ни один священнослужитель не возьмется подменять собой врача. Медицинская помощь, терапия таким людям, безусловно, необходима. Однако и только таблетки, без духовного компонента будут малодейственными. Особенно для человека, неосознающего, для чего, ради чего ему дальше жить. И вот это, пожалуй, третий компонент в духовной работе с ВИЧ-инфицированными: придание жизни смысла, выходящего за рамки нашего ограниченного земного бытия. Смысла, ведущего человека от временного к вечному, от земли к небу, к иной форме жизни, нематериальной, бестелесной, но не менее реальной, чем наша земная и материальная жизнь. А как сказал один философ, "человек, знающий зачем жить, сможет преодолеть почти любое как".
                Наш храм Святого Целителя Пантелеймона при Областной психиатрической больнице г. Екатеринбурга уже не один год, по благословению Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, сотрудничает с врачами городского Центра проблем СПИДа. Епархиальное управление помогает Центру с изданием просветительских материалов, несколько раз Владыка оказывал материальную помощь ВИЧ-инфицированным людям, проживающим в Екатеринбурге, в храме проходили молебны о здравии инфицированных людей и панихиды по всем усопшим от этой страшной болезни. Совсем недавно мы отпевали по просьбе мамы раба Божьего Константина, третьего жителя нашего города, умершего от СПИДа в петербургской клинике. Господь да упокоит его в своем Небесном Царствии. Ему было трудно здесь, пусть будет легко там...
                Что вызывает тревогу и сожаление? Во-первых, конечно, неспособность правительства полноценно финансировать программы по профилактике и лечению СПИДа, впрочем, как и многие другие социальные и медицинские программы. Во-вторых, когда врачи вместо целомудрия предлагают подросткам безопасный секс", бесплатные презервативы и даже шприцы. К слову сказать, когда небезызвестную госпожу Лахову, жизнь свою полагающую на поголовное сексуальное воспитание" (читай: развращение) в школах, спросили, предложила ли бы она этот "джентельменский набор своим детям и внукам, то положительного ответа от этой "сексуально озабоченной" дамы так и не добились.
                И третье, это плебейское отношение, пожалуй, большинства нынешних журналистов к данной проблеме. Все, что им надо, - это "клубничка" и побольше "жареного". Надо сказать, весьма изощренный вкус получается... Помню, когда мы первый раз отслужили в храме панихиду по умершим, одна такая "журналисточка" поинтересовалась: а почему вы служили по умершим от СПИДа, а не от рака? Кто-то из ваших близких умер от СПИДа? Расскажите...". Наверное, история могла бы получиться очень душещипательная, но пришлось ее разочаровать: Церковь молится и по умершим от рака, и невинно убиенным, воинам, погибшим на поле брани, и просто отошедшим в мир иной людям, прошедшим свой земной путь.
                Церковь молится за всех... И дай Бог, чтобы наши молитвы чаще были все же о здравии. Пусть Господь молитвами Святого Целителя Пантелеймона подаст всем нам: и носящим вирус, и по промыслу Божию пока не носящим его, и носящим, но не знающим об этом, здравие и долгоденствие, друг ко другу любовь, друг о друге заботу и терпимость. Храни вас всех Господь.

Игумен Димитрий (Байбаков)
 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.