ПИТЬ ЛЕКАРСТВА ИЛИ МОЛИТЬСЯ?
Интервью с настоятелем Свято-Пантелеимоновского больничного храма
священником Димитрием Байбаковым

(Православная газета ? 15 (28) 1995г.)

      - Так что же подобает делать в болезни человеку верующему?
     - Начну с того, что постановка вопроса в форме противопоставления: "лекарства или молитва" - отражает крайне ошибочный взгляд на проблемы лечения, болезни, здоровья. Человек - существо материальное. Имея бессмертную душу, он, тем не менее, не является духом, а состоит из плоти и крови, имеет тело. Тело, которое своевременно нуждается в еде, питье, сне, одежде, а в какие-то моменты - в лекарствах. Другое дело, что вкушаем пищу мы - с молитвой, ложимся спать - с молитвой, и прием лекарственных препаратов тоже должен сопровождаться молитвой, молитвой об исцелении. Впрочем, это относится и к уколам, и к оперативному вмешательству, и к другим медицинским процедурам.
     - Но разве не будет прием таблеток признаком маловерия?
     - В какой-то степени - безусловно. В Евангелии сказано, что если бы мы, имея веру хотя бы с горчичное зерно, сказали горе перейти с одного места на другое, то она бы перешла. Однако кто из нас может двигать горы? Значит вера наша менее, чем горчичное зерно. И такое маловерие тем более указывает на необходимость смиренного использования лекарственных средств. Ибо мы слабы и немощны. И, прибегая к медицинской помощи, мы проявляем не маловерие, как неверно иногда считают, а истинное смирение. Напротив, отказ от лечения - почти всегда признак высокого самомнения и обольщения.
     - Хорошо, но ведь таблетки - это "химия". Может и не будучи вредными с духовной точки зрения, они отравляют наш организм, да и почти все дают побочные эффекты...
     - Да, вы сейчас привели очень распространенный стереотип. Однако он не совсем верен. В древности люди лечились травами, кореньями и т. д. Но что было в них действующим началом? Что оказывало лечебный эффект? Этим действующим, лекарственным началом была не "солома" - клетчатка, а определенные химические вещества, содержащиеся в тех или иных растениях. Позже эти вещества стали выделять из трав в виде настоев, экстрактов и т. д. А еще позднее многие из этих веществ были получены в чистом виде в лабораторных условиях на основе естественных аналогов или искусственным путем и стали продуктом фармацевтической промышленности. Все они многократно были опробованы на подопытных животных, прошли клинические испытания. Говорить о том, что таблетки отравляют наш организм, живя в ныне существующей экологической обстановке, используя продукты и воду того качества, которое мы имеем, - просто смешно! Это, извините за медицинское сравнение, как насморк и проказа.
     - Не лучше ли все же в этом отношении травы?
     - Этот вопрос должен решаться лечащим врачом конкретного человека в каждом случае по-разному. Поверьте, там где могут помочь мать-и-мачеха и подорожник, врач не станет назначать операцию. К сожалению, в большинстве случаев травы могут служить лишь поддерживающей терапией после курса основного лечения или наряду с ним.
     Не следует слишком увлекаться травами еще и вот по какой причине. Очень большое значение имеет - где собраны травы. У оживленной автомобильной трассы? Невдалеке от крупного промышленного предприятия? Поверьте, там больше впитанных токсических веществ, чем лекарственного сырья.
     Занимая свое определенное место во врачебном арсенале, травы не могут претендовать на роль панацеи от всех болезней.
     - А народные целители?
     - Мне бы очень не хотелось никого обижать и высказываться как можно корректнее, но девять из десяти "целителей" - лжецелители. Обращение к ним в лучшем случае ничего не дает. В худшем - может нанести непредсказуемый вред.
     Во-первых, познания большинства из них не простираются дальше пары-тройки популярных книг о лекарственных растениях или платных "учебных курсов" заезжего шарлатана. Понятно, что такой "целитель", отягощенный еще и собственными суевериями, ничего хорошего больному дать не может. И если не будет непосредственного вреда от "лечения" - будет вред косвенный, будет упущено время для полноценной и качественной диагностики и лечения заболевания специалистами, которые в конечном итоге и останутся во всем виноваты.
     Во-вторых, очень многие "целители" обращаются к оккультным методам - всяческие "нашептывания", "заговоры", сомнительные манипуляции со свечами, иконами, крестом, Библией - должны сразу насторожить вас. "Игры" с демоническими силами, которые вызываются к жизни подобными "пассами", очень опасны. Опасны и для здоровья, и для психики, и для духовного состояния человека. Не следует доверять и врачу, практикующему приемы "биоэнергетики", "экстрасенсорики", "медицинской астрологии" и т. д. Такого доктора следует спросить, полностью ли он отдает отчет в своих действиях, понимает ли то, что делает? И если это осознание недостаточно, то как же врачебная заповедь - "не навреди"?
     В-третьих, если вы читаете объявление типа "лечу от всех болезней", "лечу рак", "лечу СПИД" - не обращайтесь вовсе. Это шарлатаны. Настоящих целителей, хорошо знающих народные средства, разбирающихся в целебном действии трав, понимающих силу православной молитвы - единицы. Риск ошибиться очень высок.
     - Таким образом, что не запрещено в медицинской практике православному человеку?
     - Для православного человека в болезни должно быть одно прибежище: помощь Божия. А реализуется она тремя путями. В первую очередь - через личную молитву, через личное обращение к Богу, с верой и упованием на Него. Второе - это храм, церковь. Где помощь Божия ниспосылается через Святые Таинства - исповедь, причастие, соборование. Совершаются также специальные каноны, акафисты, молебны святым, имеющим особую благодать помогать в той или иной человеческой немощи. И, наконец, - доктор. В церкви мы (большей частью) лечим душу и дух, в больнице - (большей частью) тело. Умалять которое, пренебрегать состоянием которого не стоит, ибо оно - "драгоценный сосуд", "храм духа", "вместилище бессмертной души".
     Не обращаясь к доктору, человек согрешает против собственного тела, согрешает тяжело, ибо это будет косвенным самоубийством.
     Что позволительно христианину в больнице? Все. Кроме оккультных воздействий. Все методы официальной, традиционной медицины, все медицинские процедуры и манипуляции христианину не возбраняются и даже обязательны, если рекомендованы врачом. Если вы ложитесь в больницу на стационарное лечение, очень хорошо благословиться перед этим у священника, попросить его молитв, заказать молебен о здравии болящего, самому помолиться, чтобы Господь умудрил вашего лечащего врача назначить эффективное и правильное лечение.
     - Отец Димитрий, то что вы рассказали, это лично ваше мнение, или нечто большее?
     - Правильнее сказать, это взгляд православного священника на вопросы лечения. Строится он, конечно же, не на собственных каких-то домыслах, а на творениях Святых Отцов и естественно-научных знаниях. В подтверждение, приведу несколько небольших отрывков из писем Святителя Феофана Затворника:
     "Молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля. Господь с Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Поэтому молиться будем, а естественных средств все же пренебрегать не следует".
     "Ваше противление лекарственным указаниям едва ли достойно похвалы. И лекаря и лекарства Бог создал не затем только, чтобы они существовали, но затем, чтобы ими пользовались больные. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь".
     "Как я писал, уже и теперь прописываю, что к лекарствам обращаться нет греха, ибо и лекарь Божий, и лекарства Божии, и рецепты Божии. Когда Богом даны сии средства, то к ним и обращаться должно".
     Здравия вам. И телесного, и душевного, и духовного.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.