О МЕТОДАХ ВРАЧЕВАНИЯ
И ПРАВОСЛАВНОМ ОТНОШЕНИИ
К НИМ

     Ещё недавно в нашей стране была одна система врачевания, которую мы называем научной. Она основана на научных открытиях в области биохимии, биофизики, микробиологии и других естественных наук. Медицина как наука о больном человеке не имеет, к сожалению, теории, раскрывающей сущность здоровья и болезни, остается пока на опытном уровне - уровне собирания фактов и их статистического анализа, выведения средних показателей норм здоровья и границ патологии с весьма вероятностными оценками прогноза болезни. Практическим целям удовлетворяет эмпирический уровень науки, современная техника позволяет достаточно глубоко провести анализ состояния пациента, но синтез и прогноз, слава Богу, все еще обязанность врача. На сегодня научная медицина в целом не противоречит христианской нравственности, поэтому нет никаких оснований отказываться от возможностей науки.
      Для врачевания болезней с успехом могут применяться и методы народной медицины. Опыт, накопленный разными народами по применению лекарственных трав, рациональному питанию, лечебные приемы физического воздействия на больного, в том числе и применяемые на Востоке (например, иглорефлексотерапия), можно использовать для врачевания, но этот ценный опыт компрометируется, если его начинают связывать с философскими и псевдонаучными представлениями, производными от различных восточных, языческих или нехристианских верований.
      Наконец, в последние годы отмечается появление врачевателей, которые не обладают никакими знаниями и опытом, а только имеют необычные способности к врачеванию или диагностике. Обычно таких людей называют экстрасенсами. Нередко врачеватели и целители этого рода действительно имеют способности влиять на больного человека, в основном через его личность. К сожалению, чаще всего сами целители не могут ничего вразумительного сказать о том, откуда берутся у них такие способности - речь идет обычно о биополях, связях с космическим разумом или с неким Абсолютом. Эти способности рекламируются с использованием научной терминологии через средства массовой информации. Среди экстрасенсов есть просто душевнобольные люди, есть шарлатаны, есть люди, называющие себя христианами, есть даже такие, которые в качестве предварительного условия "лечения" могут потребовать совершить Таинство Крещения, поставить три свечи в трех храмах или причаститься Святых Христовых Тайн.
      Обращение к святыне не по вере и благочестию, а из суеверия приносит огромный духовный вред! Святитель Иоанн Златоуст в своем поучении "О лечащихся от болезней волхо-ванием" строго предупреждает, что лучше умереть, чем идти к врагам Божиим. Тот, кто ходил к ним, "сам себя лишил помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне промысла..."
      Такого рода псевдонаучное целительство - всегда обращение к духу лжи, то есть противнику Бога, и является, таким образом, тяжелым преступлением заповеди,грехом и усугубляет болезнь. В результате возможно даже пленение души нечистым духом (бесом): частичное, с сохранением самосознания и возможностей нравственной оценки своих поступков, с потребностью противодействовать, но отсутствием сил для этого (бесоодержимость), либо пленение полное, при котором человек теряет всякое самосознание, подавляется его нравственное чувство и произволение на благое, возникает противление Богообщению (бесноватость).
      Деятельность разного рода экстрасенсов, колдунов, магов и т д вредна, а в ряде случаев - преступна В Москве практически любой врачонколог имеет опыт лечения больных, которых длительно "врачевал" экстрасенс, и в связи с этим хирургическое лечение опухоли было безуспешным Однако и методы научной медицины, особенно вновь внедряемые в практику, а также цели обращения к ним требуют внимания и нравственной оценки как со стороны медицинских работников, так и со стороны больных. Существует мода на различные новейшие методики, которым часто приписываются несуществующие достоинства или преувеличивается их эффективность.
      Человечество всегда мечтало о "панацее" - средстве о г всех болезней, а лучше всего - и от старости, и от смерти. Человеку, ищущему смысл жизни, история этих бесплодных, часто трагических поисков, говорит о неземном предназначении человека, земная жизнь которого есть подготовка к жизни вечной. Во все времена предпринимались "героические усилия", с одной стороны, в отрицании бессмертия души, а с другой стороны, в изобретении средств и методов достижения вечной молодости. Приведу пример из личной врачебной практики, не называя имен.
      Около 20 лет тому назад в медицине начал использоваться метод лечения болезней газовыми смесями с повышенным содержанием кислорода под избыточным давлением в специальных барокамерах (гипербарическая оксигенация) Методу, особенно среди больных, приписывалось множество отсутствующих достоинств. Среди прочих - очищение крови и всего тела (не совсем ясно, от чего именно происходило очищение), омоложение и т. п. И вот известная эстрадная певица, имевшая творческий успех даже в пожилом возрасте, пытается сохранить не творческую актнвность и молодость духа, а эффектную внешность и моложавость тела. Дважды в год ей назначается по 10-12 сеансов гипербарической оксигенации. Она действительно становится активнее и даже популярнее, но все кончается довольно плачевно - у больной через несколько лет на фоне общего хорошего физического состояния развивается слабоумие. Ее жизнь заканчивается в психиатрической больнице флегмоной желудка и попыткой "операции отчаяния", не имевшей шансов на успех. Можно, конечно, спорить о том, насколько полезна или вредна избыточная концентрация кислорода в крови для клеток мозга, но совершенно ясно то, что цель обращения к модной в то время методике (установка на телесное омоложение) была безнравственной, по-православному -греховной.
      Протоиерей Фома Хопко в "Основах Православия" пишет' "Если мы несем свои немощи праведно, мужественно и терпеливо, с верой, надеждой и даже радостью, то становимся величайшими свидетелями Божьего спасения в этом мире. Ничто не может сравниться с таким терпением, ибо прославление Бога в страдании и немощи есть наибольшее из всех приношении, которое только человек может сотворить из своей жизни на земле".
      Помяни, Господи, всех неразумных раб Твоих во Царствии Твоем. Аминь!

Священник и врач
о. Валентин ЖОХОВ
г. Москва

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.