ВСЕ СМЕШАЛОСЬ: КОНИ, ЛЮДИ...
Независимая Психиатрическая Ассоциация провела очередной образовательный семинар

(Православная газета ?21 (55), 22 (56), 23 (57) 1996г.)

      "Психиатрия и религия: сферы и формы взаимодействия" - так назывался IX семинар образовательной программы "Восполнение пробелов отечественной психиатрии", проводившийся Независимой Психиатрической Ассоциацией в Москве 21-26 октября. Психиатры Москвы и Петербурга, Архангельска и Воронежа, Новгорода и Саратова, Калининграда и Петропавловска-Камчатского, Набережных Челнов и Омска, Кузбасса, Перми, Вологды, Волгограда, Кемерово, Сыктывкара и других городов собрались вместе, чтобы попытаться осмыслить очень непростые, часто запутанные вопросы, встающие перед каждым врачом в его профессиональной деятельности: соотношение душевного и духовного, религиозность как мировоззрение и как болезненная симптоматика, возможности духовной психотерапии, формы практического сотрудничества религиозных и лечебных учреждений да и многое другое. Ведь в отечественной психиатрии эти вопросы, к сожалению, остаются где-то за бортом и теоретических разработок, и практического использования.
      Как врач-психиатр, священник, настоятель храма при Областной психиатрической больнице я с огромным воодушевлением отправился в эту командировку, с предвкушением, что привезу немалый багаж новых знаний, которых, надо признать, часто очень не хватает. Коллеги, узнав о поездке, вздыхали и просили обязательно привезти материалы семинара.
      И вот Москва. Семинар открывает президент Ассоциации Ю. А. Савенко: "Это первый в истории отечественной психиатрии форум подобной проблематики... Для многих, слишком многих, в том числе и психиатров, характерна сущая дремучесть в области религии. Это не просто отсутствие знания - это намного хуже: знание искаженное, деформированное до неузнаваемости. Преодолеть идеологические мифологемы этого псевдознания очень непросто. Необходима открытость к пересмотру некоторых первооснов". Что же предлагает "пересмотреть" г-н Савенко?
      "Занятия в "Аум Синрике" не приводят к психическим расстройствам. Занятия в "Аум" не наносят ущерба также и физическому здоровью, наоборот оно укрепляется. Ухудшение в состоянии здоровья не отмечено ни у одного из наших обследованных. Ни один из обследованных не употреблял спиртного, не курил, не употреблял наркотиков, не вел беспорядочную половую жизнь, не лгал, не был завистливым, жадным, агрессивным, т. е. проявлял высокие нравственные качества" (Независимый психиатрический журнал ? 2,1995).
      "Участие людей в "Обществе сознания Кришны" может улучшить психическое состояние некоторых его членов, которые до этого страдали от одиночества и имели конфликты в семьях. Деятельность "Общества сознания Кришны" несомненно полезна, т. к. оно выступает против приобщения людей к алкогольным напиткам и наркотикам, чем снижает очевидный риск противоправного аморального поведения" (НПЖ 1, 96)
      "Несколько тысяч приверженцев "Церкви Последнего Завета" ("Виссарионово Братство") из среды творческой интеллигенции Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов поехали строить на берегу высокогорного озера Тиберкуль в Саянах своего рода город Солнца. Актеры, музыканты, инженеры, врачи среди которых и очень известные, бросили все, чтобы жить просто, честно, духовно. Но если среди разрухи, безработицы, беспробудного пьянства поднимаются добротные хозяева и водку не пьют - это уже чужаки. И никакой общинный дух бескорыстия, доброжелательства и духовности не поможет". (НПЖ 1, 96)
      Итак, приоритеты Определены. Далее г-н Савенко продолжал: "Интердисциплинарный характер нашей программы позволит приблизиться к сути основного понятия, о котором пойдет речь. Что такое религия для свежепостсоветского, в то же время квазирелигиозного и квазидуховного сознания, и кто может ответить на него корректно: теолог, философ или ученый. Эти ответы не альтернативны. Необходимо выслушать всех"
      "Вакуум ответов на вечные сокровенные вопросы уже не может быть заменен прежними суррогатами идеологической кухни. Первоначальная растерянность сменилась отчетливым курсом на православие, как государственную идеологию. Совершенно дикие в глазах цивилизованного мира формы сотрудничества властей с православной церковью - присутствие президента и членов правительства на церковной службе, осуждение Патриархом уклонения от службы в армии, дотации из государственного бюджета на строительство храма Христа Спасителя в условиях острой нехватки средств и многое другое - не имеют ничего общего с отделением церкви от государства и со свободой совести." (НПЖ 1, 96).
      "Каково взаимодействие психиатрии и религии? Если психиатрия - это многослойная наука, интегральная по всем слоям бытия, то религия - это прежде всего существенная часть духовного слоя. Что касается религиозной антропологии - то это также многослойная, но не наука. Многочисленные старые и новые попытки их синтеза - вульгарная архаика. Попытки создания православной и христианской психологии, как и православной психиатрии, - это открытая идеологизированность. Это не приход психологии и психиатрии в религию, а уход из науки".
      Пригрозив наступлением фашизма, он продолжал: "В нынешней России открыто проявившееся поразительное извечное разнообразие духовных исканий воспринимается традиционно унитарным государственным менталитетом как заполнение идеологического вакуума жуткими движениями, отравляющими сознание народа. В сущности, в этом нет ничего нового. Еще недавно так говорили у нас о любой религии. Теперь делают исключение для коренных, а точнее для православной, а еще точнее для одной из многих ветвей православия - Московской Патриархии. Последние два года стала широко распространяться идея о вреде для психического здоровья чуждых духовных практик... Наличие среди многих сотен новых религиозных движений несколько реальких деструктивных.. оказалось достаточно, чтобы ополчиться на всех разом, обвиняя в совращении, индуцировании, массовом внушении и гипнозе под видом религиозной проповеди. Профессор Полищук изобрел даже новый термин "псевдорелигиозный бред", не существовавший до него в мировой психиатрической лмгературе".
      Думаю, приведенные высказывания Президента НПА в комментариях не нуждаются.
      Что почерпнули практические врачи для работы со своими пациентами из "свежепостсоветских квазирелигиозных идеологических мифологем" догадаться тоже несложно... И если бы только "ничего"... Но доктора выводы сделали, причем очень оригинальные.
      После г-на Саенко слово было предоставлено ответственному секретарю Комиссии по правам человека при Президенте РФ Л. С. Левинсону. Вот ряд цитат из его выступления.
      "Представители религиозных объединений в той или иной степени, пусть со значительной поправкой, представляют все-таки своих членов, конкретных живых людей. Антикультовые комитеты, комитеты защиты семьи и личности, спасения молодежи, спасения от тоталитарных сект и т. п. с правовой точки зрения представляют самих себя, представляют антикультовое движение как таковое, но не тех лиц, которых вопреки свободному волеизъявлению тех они защищают". (Речь идет по сути о родительских комитетах, состоящих из родителей, дети которых, пусть и 18 - 20-летние, оказались вовлеченными в секты и вырванными из семьи).
      "Говоря о религии вообще, следует разделять религиозную веру и религиозный интерес, который может быть весьма значительным, но который преследует какие-то общественные, социальные цепи данного заинтересованного религиозного лица.
      (Здесь выступающий с ухмылкой стал комментировать деятельность мэра Москвы Ю. М. Лужкова, но я позволю себе опустить словесную эквилибристику г-на Левинсона в адрес Юрия Михайловича). Какие-либо психические нарушения такому религиозно-заинтересованному лицу не грозят, потому что в данном случае мы имеем дело не с верой, а только с интересом. Этот интерес может быть также профессиональным: профессионапьные жрецы, священнослужители чужды каких-то мистических практик и имеют с верой деловые отношения. Поэтому говорить надо о действительно верующих, а не о религии как таковой".
      "...Ситуация живой религиозности чревата психическими эксцессами. И эти эксцессы естественны, если говорить об активной духовной деятельности, душевной работe - она чревата опасностями. Это как альпинизм. Я в свое время работал в театре и знаю пятерых актеров, которые уже лежат в психиатрической больнице. Это тоже опасный труд. Человек работает с собой, он из себя чего-то делает".
      "Ситуацию, которая имеется у нас сейчас в религиозной сфере, можно было бы только приветствовать, потому что для людей с различными психологическими особенностями требуются и различные виды вер. Это естественно. Один идет в православный храм, другой становится кришнаитом. Есть люди, которые независимо от национальности принимают иудаизм и т. д."
      "Агрессия, которая сейчас выплеснулась на новые культы, объясняется, с моей точки зрения, прежде всего конкуренцией на религиозном рынке. Это экономическая борьба с тоталитарными сектами - борьба за рынок идей. Патриарх Алексий еще в 1992 г. предлагал наложить вето на регистрацию новых религиозных движений на 5 - 7 лет. Просто так вот, потому что они ему не нравятся и мешают (Ернические комментарии неоднократных предостережений Патриарха Московского и всея Руси Алексия II об опасности экспансии тоталитарных сект, сделанные г-ном Левинсоном, я также приводить не стану).
      "Традиционные религии, которые начинались точно так же, как нынешние новые культы, точно так же противостояли современному им обществу, когда они зарождались, за столетия, тысячелетия выработали систему компромиссов, религиозного конформизма. Новые движения, естественно, до этого не дошли, хотя идут намного быстрее. То, что давалось христианству полторы тысячи пет, "Белое братство", Мария Цвигун... проделал за несколько лет, минуя всякие инквизиции, гонения на еретиков, борьбу с ересями, которые проделывало христианство тысячелетия. И это все происходит у нас на глазах". (Шум в зале).
      "Что такое нравственность? Где она? Чем установлена? Кем квалифицирована? Что такое нравственное здоровье? Я думаю, даже психиатр не сможет сказать что такое нравственное здоровье" (Шум в зале).
      "Роль традиционного священника на западе практически свелась к выполнению набора культовых услуг. Крещения, отпевания, венчания. Тогда как массы, особенно в городах, свои непосредственно религиозные проблемы уже через традиционную церковь решить не в состоянии. И вce исследователи запада приходят к тому, что традиционные религии на западе переживают кризис. Совершенно несомненно, что с развитием цивилизованности нашей государственной ситуации такой же кризис ожидает и традиционные религии здесь у нас. В Италии католицизм превратился в чисто декоративный культ. Все как бы признают, что он существует, но не более" (Шум в зале. Призывы к регламенту).
      Оратор не смутился. Им была предпринята попытка рассказать об "ужасных издевательствах над людьми в монастырях Екатеринбургской епархии", остановленная "невоспитанной частью публики", представлена по-своему своеобразная интерпретация событий в липецком монастыре и, как приговор монашеству, с ехидной усмешкой на устах, заявление: "Монастырь - это маринад из мужской и женской похоти, которая квасится в собственном уксусе".
      Вывод (г-на Левинсона): "Государство, защищая свободу совести, защищает, как это ни парадоксально звучит, антиобщественность в том числе. Признавая право на свободу совести, государство законодательно закрепляет определенный уровень антиобщественности. Т. е. уровень антиобщественности, которая допустима, терпима и это в общем-то надо осознать. И несогласие с какими-то общественными ценностями, только одно это несогласие, не может служить основанием для... ну да вы это знаете" (Смех в зале).
      Два вопроса из серии "поиграем в поддавки" задал из президиума семинара В. Е. Каган. Президент Санкт-Петербургской Ассоциации Гуманистической Психологии, один из руководителей НПА попросил бывшего артиста уточнить свои формулировки понятий "воля" и "бред". Трактовка воли вызвала такое оживление в зале и такой неподдельный интерес к новации, что растолковывать психиатрам, что такое бред, г-н Левинсон не стал (из скромности, наверное). Посоветовав докторам читать почему-то именно Крафта Эбинга, лектор свернул свое выступление. Несмотря на изрядную утомленность аудитории предыдущими "открытиями", профессор истории религии А. Б. Зубов, изящно грассируя, изрек: "Такова, видимо, карма этого собрания, что ему надо послушать еще один доклад". Смысл же доклада "Мистическое сознание: сравнительно-исторические и транскультуральные аспекты" свелся к достаточно простой мысли: господа психиатры, почитайте жития святых, там же одни ваши пациенты...
      Печально, но за редким исключением остальные доклады также были очень далеки и от науки, и от медицины, и от психиатрии, и от религии.
      Заключение комиссии по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций
      1. Деятельность организаций "Белое братство", "Богородичный цетр", "Аум Синрике", "Сознание Кришны" сопровождаегся нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности.
      2. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых и бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний.
      3. Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства.
      4. Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных лиц и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений.
      5. Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации.
      6. Ущерб здоровью и личности человека наносят в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состоянии искусовенно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате определенных психотехнических методов во время обрядов, инициаций, медитаций.
      7. Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций противоречит части 3 статьи 17 Констпгуции Российской Федерации, определяющей, что осуществление прав и свобод человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц"
      Ю. И. Полищук, доктор медицинских наук, профессор, Московский НИИ психического здоровья МЗ РФ,
      Ю. И. Антонян, доктор юридических наук, профессор заслуженный деятель науки, НИИ МВД РФ,
      Н. В. Вострокнутов, кандндат медицинских наук, доцент, Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им Сербского,
      А. В. Грязный, кандидат юридических наук, член адвокатской палаты Московской коллегии адвокатов,
      В. Б. Гурвич, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии МЗ РФ,
      И. А. Коробейников, кандлдат психологических наук, Московский НИИ психиатрии МЗ РФ,
      Е. Б. Кузнецова, врач-психиатр ПНД N21 г. Москва

      НПА это заключение игнорирует полностью.
      В целом, идеи семинара кратко можно выразить так:
      1. Аум Синрике замечательная организация, занимающаяся физическим и психическим оздоровлением и несущая только добро
      2. Говорить о нравственном здоровье некорректно, потому что неизвестно, что это такое и кто его придумал
      3. Тоталитарные секты - выдумка злых родителей. На самом деле ecть новые религиозные движения, отвечающие духовным исканиям наиболее прогрессивной части общества.
      4. Единственная реально существующая тоталитарная секта - это Московская Патриархия, страшнo боящаяся конкуренции, но достойная лишь функции декорации
      5. Да здравствует "Белое братство", руководимое Марией Цвигун, обогнавшее христианство на полторы тысячи лет
      И т.д., и т.п. В течение недели с yтpa до вечера.
      Что же вынесли из всего этого практические врачи (не говорю о себе, я ведь словами г-на Левинсона "профессиональный жрец, имеющий религиозный интерес"?
      Вот слова заведующей отделением психиатрической больницы одного областного центра: "До этого семинара я считала разговоры о масонстве по меньшей мере сверхценной идеей. Теперь вижу, что это все есть на самом деле". Доктор не одинока в тaком выводе, ибо письмо матери, приведенное в качестве бредовых рассуждений Левинсоном и зачитанное им сквозь смех у присутствующих не вызвало даже улыбки: "Существующий вариант Закона о свободе совести, принятый в 1990 году, в комплексе с изменениями других законов, был специально создан для обеспечения беспрепятственного нашествия дестуктивных тоталитарных культов, представляющих собой оружие массового поражения людей, путем полной трансформации личности, искажения сознания, инверсии жизненной ориентации и мировоззрения с целью полного порабощения народа в неограниченном масштабе".
      "Семинар финансируется Советом Европы в рамках демократической пропаганды ТАСИС и проводится бесплатно для участников (включая питание и проживание). Семинар будет проходить в пансионате "Клязьминское водохранилище", где имеются прекрасные возможности для работы, отдыха и неформального общения" (Из письма-приглашення)
      "Сила Независимой Психиатрической Ассоциации в значительной мере в том, что ее кредо и приоритеты ее деятельности основываются на таком цельном мировоззрении, которое соответствует новой общенаучной парадигме, и которое открывает выход из кризиса гуманизма, затянувшеюся на весь XX век...
      Члены НПА активно представляли отечественную психиатрию на многих международных съездах - в Вене, Гамбурге, Иерусалиме, на Гавайях, в Аргентине, в Филадельфии и Майами. Нам был показан весьма неформальный прием". (Из выступления Президета НПА Ю. С. Савенко, НПЖ 4, 95).

      Bсе это было бы смешно, когда бы не было так грустно...

Д. М. БАЙБАКОВ
священник, врач-психиатр
г. Екатеринбург

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.