ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире телеканала 'Союз' и радиостанции 'Воскресение' очередной выпуск программы 'Архипастырь'. И на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
          Здравствуйте, Владыка. Благословите наших зрителей и начало беседы.

          - Бог благословит всех нас, и помоги нам, Господь.
          - Уважаемые телезрители и радиослушатели, начнем мы с вопросов, которые остались еще с прошлой передачи, а также с тех, которые поступили накануне программы. А в процессе беседы, пожалуйста, присоединяйтесь, и можете в прямом эфире задать свои вопросы Владыке Викентию. Особенно я приглашаю к участию в нашей программе жителей Дальнего Востока, потому что благодаря выходу на третий спутник - 'Ямал-201' они нас стали видеть (хотя у них сейчас где-то около двух часов ночи). К сожалению, наш канал от Калининграда до Владивостока работает пока в одном часовом поясе: в Калининграде сейчас 6 часов вечера, а во Владивостоке 2 часа ночи. Может быть, все-таки кто-нибудь из вас не спит - пожалуйста, звоните, подайте голос, что вы нас видите, слышите; мы будем очень рады вашим звонкам!
          Владыка, наша программа в прямом эфире выходит 22 июня - в день начала Великой Отечественной войны. Говоря о войне, Святейший Патриарх Кирилл недавно сказал, что она была попущена Богом нашему народу за грехи богоборчества, богоотступничества. И страдания, которые наш народ понес в этой войне, были своего рода искупительной, очистительной жертвой за эти грехи, а победа в войне была настоящим чудом. И сейчас некоторые издания, некоторые деятели критикуют Святейшего Патриарха за эти слова, говоря, 'что это за такой жестокий Бог' и что Патриарх умаляет значение подвига нашего народа, победившего в войне. Что бы Вы могли сказать по этому поводу? Действительно ли война могла быть попущена Богом за богоборчество? Или мысль Патриарха как-то не так была понята?

          - Конечно, Святейший Патриарх все правильно сказал - действительно, война была попущена Богом за страшнейшие и тяжелейшие грехи, которые совершались в годы богоборчества. Мы знаем, что были сильные гонения на веру Христову, что ссылались и архиереи, и священники, и миряне в далекие места. И там в нечеловеческих условиях они подвергались тяжелейшим мучениям. Конечно, это все отражается на жизни. Мы знаем, что грех человека влияет на окружающую среду, на природу. Мы знаем, что природа 'мучается и стенает' за грех человеческий. Он выражается какими-то природными катаклизмами - бывают у нас, к сожалению, и смерчи, и цунами, и наводнения, землетрясения; это и есть следствие наших грехов. К сожалению, люди этого не понимают, думая, что это что-то с природой непонятное. На Руси даже в годы монголо-татарского ига народ сознавал, что это за его грехи Господь попускает: вразумить нас, чтобы мы вновь возвратились к Богу и жили по Его заповедям.
          - Народы даже постовали, брали на себя такие подвиги:
          - Да, постовали. Например, все празднования иконе Божией Матери 'Владимирская' связаны с победой нашего Отечества в войне с татарами. И каждый раз, видя, что бессильны противостоять грозному врагу, люди собирались в храмах, каялись, стенали, плакали и накладывали на себя многодневный пост. С такими подвигами они приступали к войне, и чудесным образом Божия Матерь, видя их покаяние и возвращение к истинной христианской жизни, защищала народ Божий и избавляла от врагов. И во время Великой Отечественной войны тоже совершалось много чудес, и люди, хотя и не так открыто, как в другие времена, все равно обращались к Богу, к Божией Матери за помощью. Мы знаем, что когда немцы были под Москвой, столица была обнесена, как это было традиционно в России, иконой Богородицы по линии фронта. Есть люди, которые видели это, я знаю очевидцев, которые мне рассказывали, как через окопы проносили святую икону. Некоторые усмехались, другие серьезно относились к этому, молились, чтобы Божия Матерь помогла в страшной битве, в таком критическом состоянии нашего Отечества. И благодаря такому молитвенному предстательству пред Богом, пред Божией Матерью наших отцов (может быть, не всех, но большого количества) Господь помогал в борьбе с грозным врагом. Люди понимали: хотя в стране и богоборческая власть, гонения страшные, но враг может быть еще страшнее. Поэтому люди объединились и с верой, надеждой на милосердие Божие победили в войне. Еще очень важно знать, что на этой войне многие люди обратились к Богу, многие были вразумлены, что надо верить в Бога: они почувствовали Господа. Находясь в безвыходных ситуациях, когда смерть рядом, они восклицали: 'Господи, помоги!', 'Спаси и сохрани!'. И Господь совершал моментально чудо - очень многие по молитвам к Господу и Богородице остались живы. Многие говорили: 'Если Господь меня сохранит сейчас, то когда я вернусь с войны, обязательно крещусь'. Тогда были даны тысячи и тысячи таких обещаний, и мы знаем, что после войны большие очереди стояли у храмов, чтобы креститься.
          - Многие сан принимали:
          - Да, и сан принимали. Когда я был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена и находился часто в Богоявленском соборе, где служили, там встречался со многими людьми, которые рассказывали, что после войны от Богоявленского собора до метро 'Бауманская' стояла целыми днями очередь на Крещение: после войны люди пришли креститься, потому что дали обещание Богу. Война была своеобразным импульсом, чтобы люди оставили безумный атеизм, перестали безумствовать в неверии и приняли веру, жили благочестивой, христианской жизнью. Война способствовала сплочению народа, дала сильную веру в Бога и в Церковь. Не случайно после войны было послабление по отношению к верующим, были открыты храмы, нашей Церкви были даны большие возможности. При Хрущеве стало снова хуже, снова начались гонения, а после войны верующие стали чувствовать себя гораздо лучше, чем в 30-е годы. Война для нас была уроком жизни. Через горнила испытаний Господь привел многих к вере, к Церкви. Потому что безумствовали люди. Сейчас мы видим такие прекрасные храмы, которые мы восстанавливаем! Даже глядя на наш 'Большой Златоуст', видя такую красоту, многие говорят: 'Как можно было поднять руку, взорвать этот храм - такую красоту, такое благолепие?' Почему? Безумие.
          - Атеистическое безумие:
          Владыка, у нас звонок из Ульяновской области. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
          - Ваше Высокопреосвященство, Владыка Викентий, объясните мне, пожалуйста, в какое время и обязательно ли читать полностью вечерние и утренние молитвы? Я сильно болею и ложусь спать часа в три ночи. Перед тем как лечь, я читаю. А в какое время нужно их читать?

          - Читать, конечно, нужно перед сном. Но если вы болеете и вам тяжело читать, то по нашему телеканалу вечерние молитвы транслируются, даже дважды за вечер. И вы можете, если поздно ложитесь, послушать полностью все молитвы. Если вы не можете стоять, можете даже лежа слушать, если вы болящий. Прослушайте молитвы внимательно, с умилением. Помолитесь словами молитвы, получив от Бога милость и благословение. Если вы хотите сами читать, то перед тем как ложиться, надо почитать все молитвы, которые положено читать вечером. Если вы, ложась в три часа, уже не можете, устаете, сон одолевает - нужно как-то упорядочить свой режим, читать раньше, зная, что если будет поздно, то сон не даст внимательно прочитать. Нужно знать себя, свои возможности, свои слабости и немощи, контролировать себя и регулировать время, когда лучше читать. Читайте после двенадцати, если вы так поздно ложитесь после молитвы желательно еще почитать какие-нибудь творения святых отцов, никто не препятствует, не возбраняет - это хорошо даже. И после этого уже ложитесь спать.
          - А утренние - когда просыпаемся, восстав от сна.
          - Да, утренние после сна.
          - Владыка, еще вопрос от нашей телезрительницы Нины из поселка Сосновый Бор (к сожалению, не указано, какая это область). Она спрашивает: 'Ежедневно с каналом 'Союз' исполняю утреннее и вечернее правило. Дойдет ли моя молитва до Бога, как Вы думаете?'
          Наверное, если перефразировать, то это будет звучать так: 'Какая наша молитва доходит до Бога? Как сделать, чтобы наша молитва дошла до Бога?'

          - Если мы молимся со вниманием к словам молитвы и эти слова проходят через наше сознание, через наше сердце, и мы сочувствуем тому, что мы просим, то, конечно, молитва будет принята у Бога, и Господь исполнит наши просьбы. Мы просим, чтобы Господь дал нам сердце сокрушенное и смиренное, чтобы Господь дал нам прощение наших грехов, чтобы Господь сохранил нас от бед и напастей, помогал нам терпеливо переносить трудности этой жизни. И во всем Господь помогает нам - невидимо, иногда мы даже не замечаем этого, но когда мы молимся утренними и вечерними молитвами, все это получаем. Мы должны замечать: когда человек не молится утром и вечером, у него совсем другое настроение, все получается совсем по-другому. Если человек утром встал - и бегом-бегом на работу, куда-то спешит, не успевает прочитать молитвы толком, к сожалению, бывает так, что целый день комом - все идет не так, как надо. А если настроиться, 5-10 минут отрешиться от всех дел, постоять на молитве, прочитать со вниманием - и все остальное идет как по маслу. А если все наоборот, то все наоборот и получается.
          Также и на ночь молитвы, ведь сон - благо Божие, милость Божия, мы благодарим утром, что Господь дал нам сон в успокоение немощи нашей. Если мы не молимся, то сон не бывает крепким и здоровым, чтобы успокоить наши чувства, нервную систему - встаем сами не свои. Потом целый день тоже проходит не так. Поэтому все имеет очень глубокое значение - не случайно утреннее и вечернее правила даны нам Богом, нашими святыми отцами. Утренние и вечерние молитвы составлены святыми отцами нашей Церкви: Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом и другими отцами-богословами, которые глубоко понимали душу человека и знали, что нужно просить у Бога, что полезно для человека. Знали, что Господь слышит нас и что дает нам для нашего спасения. Поэтому утренние и вечерние молитвы очень большое значение имеют для человека.
          - Владыка, у нас следующий звонок в прямом эфире. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
          - Добрый вечер, Владыка.

          - Добрый вечер.
          - Это раба Божия Алевтина из Екатеринбурга. У меня в Пермской области похоронены отец, брат и сестра, умершие более 30 лет назад, во время богоборчества. Батюшек не было, отпеть было невозможно. И у меня есть большое желание их отпеть заочно. Здесь, в Екатеринбурге, похоронена моя мама, и табличка с фамилиями родных прибита к крестику. Будет ли им хорошо от этого моего действия, можно мне это делать или нет? Ответьте, пожалуйста. Храни Вас Господи!
          - Можно и нужно сделать! Это будет очень хорошо, если вы совершите заочное отпевание ваших родителей и родственников, которые, конечно, нуждаются в нашей помощи, в нашей молитве церковной. Вы сделаете очень большое доброе дело, если совершите в Церкви нашей заочное отпевание тех, кто в годы лихолетий не был отпет. Сейчас, слава Богу, Господь дал вам такую мысль, открыл сердце ваше, чтобы вы совершили это дело; восполните то, что было невозможно сделать в годы богоборчества.
          - У нас звонок из Саратова, Владыка. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
          - Алло, добрый вечер.

          - Добрый вечер.
          - У меня возник следующий вопрос: если читаешь Иисусову молитву за маленького ребенка 8 месяцев, правильно ли будет говорить: 'Господи, помилуй грешную Анну'?
          - Можно сказать: 'Помилуй рабу Твою Анну'. А о себе мы будем говорить: 'Помилуй мя, грешную (или грешного)'. Молясь Иисусовой молитвой, не всегда говорят: 'Помилуй мя, грешного', а просто - 'Помилуй мя'. Можно и так, и так. Лучше за младенца говорить: 'Помилуй рабу Твою Анну'.
          - С 15 июня по 11 июля идет Петров пост. И мне показалось, что в этом году на улице гораздо меньше свадебных кортежей стало. Люди, кажется, потихоньку начинают возвращаться к традициям, понимать, что во время постов свадьбы играть нельзя. Но все-таки нет-нет, да свадебный кортеж проедет. Прошедшим Великим постом в СМИ даже разгорелась дискуссия о возможности женитьбы Великим постом, о возможности исполнения супружеских отношений. Некоторые даже называли запрет на свадьбы во время постов 'ханжеством и мракобесием' - Вы видели эти публикации, Владыка. А из Ваших уст мы всегда слышим противоположную точку зрения. Для наших новых зрителей давайте еще раз объясним, почему нельзя играть свадьбы во время постов, иметь супружескую близость и зачинать детей.
          - Во-первых, мы знаем, что святая Церковь в постные дни не венчает. Почему? Потому что в эти дни не положено совместное жительство даже законных супругов. Вот почему мы говорим, что в многодневные посты вступать в брак нельзя. Это делается не только Великим постом или многодневным постом, который сейчас идет - постом Петра и Павла или Успенским, что будет скоро, Рождественским. Запрет действует даже когда нет постов. Ведь в среду и пятницу - пост, поэтому накануне тоже не венчают. Нужно прислушиваться к голосу Церкви. Мне пишут письма о расторжении брака. Многие пишут: 'Мы вступили в брак Великим постом, в Великую Пятницу...'. Супруг говорит, что его душа была очень недовольна, ему больно было, а супруга настаивала, что надо. Сейчас они разошлись, и никакой жизни нет у них - очень тяжелое состояние. Конечно, это следствие непослушания голосу Церкви. Мол, 'мы счастья не нашли в том, что вступили в брак Великим постом'. Просто есть уже опыт жизни. Человек, который женится и вступает в брак постом, должен быть готов к тому, что, к сожалению, счастья не будет. Вчера я был в Храме-на-Крови; смотрю, там фотографируются молодожены. Все им желают счастья, а я думаю: 'Дай Бог, чтоб были счастливы. Но сейчас пост, и всем ясно сказано Богом, что нельзя. Зачем идти против Бога? Зачем выполнять волю диавола, а не выполнять волю Божию?' Конечно, диавол радуется, что скоро они разойдутся. Это его задача - как можно больше людей развести, а мы плачем, скорбим духовно. Но, к сожалению, люди не слушаются нас, голоса Церкви, а потом имеют проблемы.
          - И спрашивают, что делать:
          - Да: А что делать? Каяться надо в этом. Непослушание воле Божией влечет за собой такие тяготы. К сожалению, в нашей стране и во всем мире огромное количество разводов. Я считаю: это потому, что не слушаются голоса Божия. Когда слушались и делали в точности, как положено по Уставу Церкви, никаких разводов не было, даже понятия такого не было. Люди жили долгой жизнью и радовались, что можно справить и 25 лет вместе, и 30, и 35, и 40, и 50, и 60, и 70 - такие торжества были. Сейчас это большая редкость, когда человек может отметить, как говорят, 'серебряную' или 'золотую' свадьбу. Это очень большая редкость, и мы радуемся - не нарадуемся. Слава Богу, что есть такие семьи, которые, несмотря ни на какие трудности, сохранили единство, любовь и не поддались никаким искушениям этого мира.
          Дай Бог, чтобы люди вразумились и понимали, что нужно быть осторожней, потому что это очень серьезно. Супружество - это не какая-то сиюминутная радость и 'плевать на то, что будет'. Как говорят: 'Семь раз отмерь и один раз отрежь'. А тут все рубят с плеча - 'сейчас приспичило, хотим жениться или замуж выйти!' Если не знаете, то спрашивайте лучше, советуйтесь. Нет совета, нет уважения к старшим, которые знают, имеют большой опыт. Поэтому через короткое время, год-полтора, а иногда несколько месяцев - и уже кончились вся радость, все счастье, все утешение, о которых они думали как о вечных. К браку относиться нужно очень серьезно - это один раз на всю жизнь.
          - Владыка, обратите внимание: даже когда садоводы делают посадки, часто смотрят календарь - в эти дни лук садить можно, а в эти дни лучше не садить, потому что он не уродится. Мы, сажая репу, обращаем на это внимание, а зачиная ребенка, обустраивая свою семейную жизнь, мы на календарь совершенно не смотрим - идет сейчас пост или какое-то другое время, не подходящее для этого. Насколько современный человек стал легкомысленным:
          - Нас критикуют или говорят, что это мракобесие, но это практика: дети, которые зачинаются постом, в большинстве - где-то 80-90% - рождаются больными. Ведь нетрудно посчитать, что большинство больных детей зачаты Великим постом или другими постами, когда Церковью не благословляется совместное жительство. Человек этого не знает и не хочет знать, не хочет воздерживаться, считает, что это все мелочи, что не нужно слушаться никого. Как 'природа' захотела, так и делают. А Господь нас призывает к разумному отношению к любому нашему делу, тем более - зачатию нового человека, чтобы он был здоров и телом, и душой. К сожалению, сейчас очень многие дети рождаются с ненормальной психикой, несмотря на то, что есть пресловутая организация планирования семьи. Они так 'планируют', что одни только нездоровые дети рождаются. А когда верующая женщина не слушает их и рождает и второго, и третьего, и пятого, то рождаются прекрасные дети. А они пророчествуют такие беды, такие болезни...
          - Подводя черту, скажем, что пост - это время воздержания и в пище, и в развлечениях, и в семейной жизни.

Беседовал
игумен Димитрий (Байбаков)
Р
асшифровка аудиозаписи -
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА ?11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.