СВЯЩЕННИК ИГОРЬ БАЧИНИН: "ЕДИНСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ОСОЗНАЛ, ЧТО АЛКОГОЛЬ ЕМУ МЕШАЕТ - ЭТО АБСОЛЮТНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ АЛКОГОЛЯ".

Беседа в прямом эфире православного телеканала 'Союз'

           - Сегодня мы поговорим о такой страсти, как алкогольная зависимость, точнее, о мифах, с ней связанных. У нас в гостях духовник Общества 'Трезвение' клирик Ново-Тихвинского женского монастыря священник Игорь Бачинин.
           Здравствуйте, батюшка.

           - Добрый вечер.
           - Батюшка, об алкоголизме уже столько всего рассказано. Наглядных примеров его вреда очень много, и тем не менее эта проблема до сих пор существует. Как Вы считаете - почему? Это недостаток просвещения, недостаток духовности или еще что-то?
           - Наговорено на эту тему немало, но вопрос в том, как говорится? К сожалению, основной тезис, когда говорят об алкоголизме, примерно такого содержания: пить плохо, когда человек пьет много; но если человек делает это умеренно, в 'культурных' дозах, то в этом ничего худого нет. Это сейчас одна из самых главных проблем, с которой нам приходится сталкиваться.
           - Есть убеждение, что сколько алкоголика не переубеждай, сколько ему доводов ни приводи - все бесполезно. Так ли это? Помогает ли Ваше Общество беседами, разъяснениями? Может, оно с какой-то другой стороны подходит к этой проблеме?
           - Есть различные зависимости, в которые попадает человек. В медицине есть термин 'доклиническое состояние'. Когда человек находится в таком состоянии, с ним можно разговаривать методом убеждения, можно достучаться до его разума. Если человек опустился ниже этого состояния - методов убеждения уже не достаточно. Здесь необходимы другие, более действенные формы.
           - Существуют различные мифы; что это за мифы? Неужели есть какие-то неправильные представления об этой страсти?
           - У всемирно известного хирурга Федора Григорьевича Углова немало написано статей на эту тему. И основной тезис заключается в том, что пьянство в народе держится на лжи. Мифы и определяют ложь следующего содержания: алкоголь способствует снятию нервного напряжения.
           - Это не так?
           - Не так; это можно однозначно доказать.
           Другой миф: алкоголь способствует выведению радиации из организма, он - некое средство профилактики различных токсических отравлений. Есть такой миф, что алкоголь разогревает, служит универсальным средством общения. Еще такой миф: алкоголь способствует экономическому благосостоянию общества. Это наиболее распространенные мифы, на которых и держится пьянство в народе. Конечно, есть еще мифы менее распространенные - в зависимости от социальных условий.
           - Вы говорите, что 'алкоголь согревает' - это миф, а чем это доказано? Всегда же, например, если человек замерз, его растирают спиртом, ему дают выпить...
           - Доказывается это очень просто. Французские ученые проводили эксперимент: они измеряли температуру тела до того, как человек употребляет алкоголь, во время употребления алкоголя и после употребления. И увидели, что никакого изменения температуры тела, тем более ее повышения, не происходит. Но такой миф бытует в народе, и важно понимать, на чем он основан.
           - На чем?
           - Это нам поможет понять простой пример: зимой у нас морозы. Если бы алкоголь действительно согревал, то человек, влив в себя горячительное средство, упал бы от опьянения. По мифу, который утверждает, что алкоголь согревает, человек должен в тепле поспать, проснуться и пойти туда, куда ему нужно. Но такого не бывает. Человек замерзает на улице по одной простой причине: алкоголь убирает у него барьер чувствительности. И человек просто перестает чувствовать, что он замерзает. Кстати, до начала XX века, когда еще не был открыт наркозный эфир, спирт использовался как средство введения человека в состояние бесчувствия при хирургических операциях. Но медикам известна определенная доза, когда человек может войти в состояние бесчувствия и больше из него не выйти. Она определена так: 6-8 г абсолютного алкоголя на 1 кг веса. Когда человек действительно замерз на улице и ему дают спиртное, то не происходит согревающего эффекта - просто человек перестает чувствовать холод. Есть другие известные в народе способы согревания, и алкоголь совершенно здесь не нужен.
           - Стакан горячего чая гораздо лучше и полезнее. Но бытует мнение, что 'выпить нужно для сугреву и с устатку'. Для 'сугреву' мы разобрали, а 'с устатку'? Это, видимо, чтобы не чувствовать усталости...
           - Да, когда человек употребляет алкоголь, главным его действием является разрушение эритроцитов и попадание в кору головного мозга. В первую очередь в ту часть мозга, которая наиболее активна. Человек устал, и барьер чувственного восприятия имеет важное значение. Алкоголь расслабляет, воздействуя на кровеносные сосуды - у человека возникает иллюзорное чувство, что ему стало легче. Если бы это состояние эйфории было на самом деле, то человек не просыпался бы с похмельем: он так 'снял' свою усталость, что тяжело даже самого себя с постели поднять. О той легкости, к которой он стремился, даже и не вспоминает. Не помнит, ради чего он вообще начинал употреблять спиртное.
           - У нас звонок. Здравствуйте:
           - Здравствуйте, это раба Божия Елена из Ростова-на-Дону. Если семья решила помогать одному из членов семейства в борьбе с этой страстью, действительно ли в доме не должно быть никакого алкоголя по определению, и поэтому в церковные праздники людям, у которых нет этой зависимости, нельзя пить ни грамма? То есть дух пьянства не должен присутствовать ни в каком виде и ни по каким праздникам?
           - Благодарен вам за такой вопрос. Действительно, так на самом деле и есть. Страсть побеждается добродетелью воздержания. К чему призывать человека страждущего? Если ему говорить: 'Пей культурно', то он и так это уже прошел. 'Нужно тебе научиться пить' - он учится, и у него никак не получается. Из собственного опыта я убедился, что единственный вариант для человека, который в своей жизни осознал, что алкоголь ему мешает - это абсолютное воздержание от спиртного. Кто ему об этом должен сказать? Безусловно, вы как супруга страждущего человека, проявляющая о нем заботу. Низкий вам поклон за то, что заботитесь о главе семейства.
           Нужно понимать, что для него должен быть пример воздержания. Этим примером воздержания может быть ваш образ поведения. Есть немало таких ситуаций. Обращаются родственники, как правило, жены - и мы рассказываем, каким образом они могли бы помочь. По слову апостола Павла: 'Если соблазняется и изнемогает брат мой, то я не буду пить вина и есть мяса во век'. Не ради того, что я от этого страдаю, а потому что это является соблазном для моего ближнего. Существовали раньше обеты трезвости, сейчас мы стараемся это возродить. На практике мы видим: если родственники берут на себя обет воздержания, Господь, видя их решимость бороться с этой страстью, помогает самому страждущему человеку.
           - Я хотела бы продолжить вопрос телезрительницы. Всегда хотелось бы знать сроки, отказываясь. Либо это долговременный отказ, либо на какой-то срок - как определить? Или здесь все индивидуально и зависит от того, отпустила страсть человека или нет?
           - Безусловно, это все индивидуально.
           - То есть настраиваться надо на очень длительный срок?
           - По крайней мере, когда ко мне обращаются с такой проблемой, я им говорю: 'Вы должны понимать, что если вы пришли к осознанию того, что вам это мешает, то единственный путь решить проблему - абсолютное воздержание от алкоголя'. Но часто у людей нет духовного опыта, психологически трудно решиться совсем от этого отказаться. Тогда есть практика: например, если человек может три месяца продержаться - пожалуйста. Готов человек на полгода - пожалуйста. В большинстве случаев, когда люди обращаются за помощью в первый раз, они берут обязательство воздержания на год. Эту практику еще в XIX веке возродил Сергей Александрович Рачинский в своей народной школе. У них была такая традиция - ежегодно в его день ангела, 18 июля, давали обет трезвости и впоследствии ежегодно повторяли. Практика - в зависимости от духовного опыта человека, от состояния, в котором он находится - определяется индивидуально.
           - То есть тем, у кого сильная зависимость, можно определить сроки, чтобы постоянный отказ не пугал. Я знаю людей, которые бояться длительных обещаний, а вот три месяца способны продержаться. А через три месяца воздержания можно продлить: 'Вот, продержался три - ну-ка еще три продержусь!'.
           - Конечно; психологически это гораздо проще. Я говорю человеку: 'Если вы готовы дать обет трезвости и хотите проверить, испытать себя в добродетели воздержания, то прежде чем давать обет в той практике, которая сложилась у нас, в Церкви, никто не запрещает дать обет перед Богом в своей душе, в свое сердце, без свидетелей, и испытать, насколько ты действительно сам можешь как христианин сдержать одну из главных христианских добродетелей...
           - Батюшка, у нас звонок. Здравствуйте:
           - Добрый вечер. Раб божий Артемий из Севастополя. Батюшка, у нас несколько десятилетий сущестует нездоровая традиция - поминать усопших стопочкой; в родительский день оставляют на кладбищах по 100 граммов на могилках. Скажите, чем это вредно для поминающих и для поминаемых?

           - Спасибо. Такая традиция у нас сложилась еще с языческих времен. Наиболее яркий ее расцвет - в годы советской власти, когда люди приходили на могилы и чувствовали, что нужно что-то сделать. И эти традиции языческих тризн стали возрождаться. На самом деле нет и не было такого в практике, чтобы по поводу смерти человека употребляли спиртные напитки. У нас в Церкви есть немало свидетельств, в которых написано, что души тех, кого таким образом поминают, сильно страдают и мучаются. Вообще в Церкви есть поминальная дисциплина, практика. Например, в Великий пост каждую субботу мы поминаем наших умерших родственников. Помимо этого, в Церкви всегда поминается день рождения в жизнь вечную - переход из жизни земной в жизнь вечную. И Церковь поминает усопших в праздник святого, имя которого носил умерший человек. Практика устоявшаяся: люди приходят на богослужения, поминают в первую очередь в храме. Когда у нас было достаточное количество духовенства, была еще такая традиция - панихиду служили на кладбище. И в знак благодарности родственников людям, которые разделили совместный поминальный труд, накрывалась трапеза, в зависимости от того, какой был день- постный или скоромный, но никогда по этому поводу не наливалось спиртное.
           - То есть стопки на кладбище - это язычество?
           - Да, это не относится к нашим традициям Православной Церкви.
           - И тем, кто умер, от этого еще хуже?
           - Да.
           - Вы упомянули о таком заблуждении по поводу алкоголя, что он выводит радиацию... Это не так? У нас многим 'чернобыльцам' говорили сами медики: 'Если хотите выжить - пожалуйста'.
           - Я около двадцати лет занимаюсь помощью страждущим людям. И после аварии в Чернобыле 1986 году - в начале, середине и конце 1990-х годов на занятия приходили такие люди. К сожалению, многие, восприняв этот миф как абсолютную правду, втянулись в употребление алкоголя. Когда люди слышали о вреде такого лечения, их просто на месте побрасывало: 'Как так? Если радиация не выводится, то почему человеку рекомендуют?'. Мы знаем, что авария случилась в апреле, и до августа людям, приходящим в столовую, вместе с едой предлагались стаканы со спиртом - как профилактическое средство.
           Проводились эксперименты на морских свинках. Брали партию свинок, подвергали одной и той же дозе облучения, после делили пополам. Были контрольные и были те, которых поили водным раствором спирта, то есть в обыкновенную питьевую воду добавляли пиво и они пили его. Почему выбрали этих животных? Потому что у них места скопления радионуклеидов точно такие же, как у человека: щитовидная железа, костный, спинной мозг и легкие. Измерения проводились с помощью обыкновенного счетчика Гейгера. Обнаружили, что после того, когда в организм животного попадает этиловый спирт, уровень радионуклеидов в местах скопления понижается. На основании этого была сделана предварительная гипотеза, что якобы алкоголь выводит радионуклеиды из организма человека. Почему 'якобы' и почему 'гипотеза'? Как я уже сказал, была контрольная группа, одним давали этиловый спирт, другим нет. Те, кому давали, почему-то ложились лапками кверху, то есть умирали. А те, кому не давали, продолжали жить. Этот факт заставил ученых задуматься и пересмотреть ранее сделанные выводы.
           - Ученые пересмотрели, а людям до сих пор не сообщили результаты...
           - Здесь можно сказать о явной и скрытой алкогольной пропаганде. И важный факт - как ее преподнести. К сожалению, у нас нет трезвенного воспитания, нет правильного понимания, что такое алкоголь и как он воздействует на организм человека. Поэтому такая гипотеза бытует.
           Вернемся к эксперименту. Провели глубокие исследования при помощи меченых атомов и обнаружили, что на самом деле происходит. Этиловый спирт является хорошим растворителем; соединяясь с радионуклеидами, он просто разносит их по всему кровеносному руслу. И, естественно, фон в местах скопления понижается.
           - Но радионуклеиды распространяются по всему телу?
           - Да. Через некоторый промежуток времени радиация собирается в тех же местах, фон восстанавливается, но добавляется разрушающее действие, которое люди получили от этилового спирта.
           - Батюшка, у нас еще звонок. Здравствуйте:
           - Здравствуйте, у меня такой вопрос: муж выпивает. Его близкие родственники - в частности, дед по линии матери тоже пил, сын выпивал, он умер. Говорят, что это наследственная предрасположенность: 'яблоко от яблоньки недалеко падает'... Так это или нет? Передается ли по наследству предрасположенность к алкоголю?

           - Спасибо за вопрос. К сожалению, такое мнение существует. Мы как православные христиане должны основывать свое понимание тех или иных ситуаций в первую очередь на Священном Писании. В Евангелии нам говорится, что грех в роду передается до четвертого колена, а благодать - до седьмого и выше. То есть, может быть, если страдал отец, то и сын будет от этого страдать. Вопрос в том, как это страдание соединяется с тем, что Бог есть любовь? Неужели Бог допускает, чтобы люди добровольно страдали? Ответ мы находим у святых отцов: человек должен покаяться, и через покаяние этот грех будет с рода снят. Господь, по любви Своей к тем людям, которые уже умерли от этой страсти и сами уже ничего не могут в себе изменить, определил, что покаяться человек может пока у него есть плоть, тело. Посредством тела человек сам может меняться. Когда душа разлучается с телом, то человек в себе изменить уже ничего не может. И в силу того, что сам ничего изменить не может, страдает. Когда страсть передается кому-то из членов семьи, человек через покаяние может сам от этого избавиться и облегчить страдания усопшего родственника, который сам в себе уже изменить ничего не может. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, и Он заботится о каждом человеке - и о тех, кто сами ничего не могут в себе изменить. Он дает такую возможность родственникам, чтобы они через покаяние очистились сами и помогли усопшим.
           - Наверное, не стоит сильно верить в то, что если отец пил, то и сын будет пить. Эта такая лазейка для себя: 'я пью, потому что у меня отец пил', то есть нежелание побороться. А с другой стороны, это может быть 'во что мы верим, то и случается'. Верим, что отец пил, значит, сын должен пить... Наверное, это и происходит, потому что мы этого ждем. Или это не так?
           - Вы правы, нет какой-то безысходности. Если бы человек не мог от этого избавиться, над ним была бы фатальная судьба - только так и никак иначе. Тогда Господь был бы не всесилен и человек не смог бы в Церкви очиститься покаянием. Тогда бы мы говорили, что есть грехи, от которых человек может избавиться, а есть грехи родовые, от них человек не может избавиться. Да, конечно, если человек вырос в такой среде, он имеет к этому предрасположенность. И своими силами не может от этого избавиться. Мы, православные христиане, знаем: что невозможно для человека, возможно для Бога. Господь не только от страсти поможет человеку избавиться, но даже от смерти к жизни возвращает. И от этой страсти Господь поможет избавиться. Немало в нашей практике есть примеров, подтверждающих вышесказанное.
           - Правильно ли суждение: на человеке, который на себе остановил этот грех, победил его - заканчивается родовая передача греха?
           - Наверное, можно так сказать, но это не гарантия того, что в роду этого больше не будет. Потому что самое главное проявление любви Бога к человеку - дарование каждому свободы выбора. Если человек не научен, как утверждаться в добре (к сожалению, мир во зле лежит, и не исключено, что зло намного активнее, чем добро), не исключено, что он опять попадет в эти лукавые сети и будет подвержен какой-либо страсти.
           - Расскажите о вашем Обществе, как в него можно попасть. Наверняка у людей очень много вопросов о своих родственниках или о себе. Поэтому скажите, где находится Общество и что нужно, чтобы прийти и получить помощь?
           - Чтобы обратиться к нам за помощью, достаточно позвонить по телефонам: 213-21-99, 257-92-58. Наши помощники дадут любой ответ. Располагается общество в г. Екатеринбурге в соборе Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.
           - Есть ли какие-то условия, чтобы прийти в ваше Общество? Допустим, не пить месяц, как этого требуют в разных фирмах? Или можно, протрезвев, решить: 'все, хватит!' и прийти за помощью? Можно ли родственникам обратиться, если сам человек не хочет, противится и не считает себя алкоголиком, а родственники считают, что уже пора?
           - Возможны любые варианты, люди в разных состояниях приходят. Естественно, человеку в состоянии алкогольного опьянения не только обращаться к нам, а даже входить в храм недопустимо. Трезвый может обратиться за помощью, прийти. Мы готовы с радость всегда оказать помощь любому человеку, который ее ищет и за ней обращается к нам.
           - Спасибо Вам за беседу.
           - Мне бы искреннее хотелось, чтобы трезвость, о которой мы сейчас говорили, утраченная нами, утверждалась в нашем народе взамен пьянства, алкоголизма.

Беседовала
Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи -
Виктория ПАЛКИНА

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА ?11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.