АРХИЕПИСКОП ВИКЕНТИЙ: "ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРЕЗВЕННИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ И БРАТСТВ - НЕ БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ, А УТВЕРЖДЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ".

           'Думаю, каждый пастырь сознает, что прямая обязанность каждого из нас хотя что-нибудь сделать для прекращения страшного недуга народа - пьянства, хотя немного потрудиться для отрезвления народа', - так писал в 1911 году клирик Екатеринбургской епархии священник Евгений Львов. Эти слова злободневны и в наше время. Ни для кого не секрет, что в России винопитие приняло размеры национальной катастрофы. В марте 2009 года исполнится год, как на территории Свердловской области было создано общественно-государственное движение 'Попечительство о народной трезвости'. Эта организация стала инициатором проведения многих мероприятий, имеющих цель показать преимущества трезвого и здорового образа жизни. Наиболее значимыми событиями стали проведение Дня трезвости и научно-практической конференции 'Утверждение трезвости в современном обществе'. В работе конференции приняли участие священнослужители Екатеринбургской епархии, общественные и политические деятели, работники здравоохранения, культуры и педагоги.

           Заместитель начальника управления администрации губернатора Свердловской области Григорий Иванович Вертигел в своем выступлении отметил, что в настоящее время органы государственной власти ведут активную работу по воспитанию культуры и здорового образа жизни, реализуя для этого целый ряд важных государственных программ, которые направлены на улучшение здоровья людей в нашем обществе и борьбу с негативным социальными явлениями.
           - Но вести данную работу в таких сложных условиях можно только когда мы будем взаимодействовать с нашей общественностью, со всеми людьми, которые неравнодушны к будущему нашей страны и нашей области, - отметил выступающий. - Поэтому все мероприятия, проводимые в рамках совместной программы правительства Свердловской области и Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви 'Утверждение трезвости в современном обществе' очень важны для нас, для социального развития нашего региона.
           Совсем недавно по инициативе Екатеринбургской епархии и поддержке правительства Свердловской области у нас создано общественное региональное общество 'Попечительство о народной трезвости'. Сейчас это движение набирает силу и авторитет. Это происходит во многом благодаря тому, что оно стремится объединить усилия всех народов в благородном деле утверждения трезвости и здорового образа жизни, основанного на исторических традициях православия и всего нашего народа.
Советник заместителя председателя правительства области по социальной политике Илья Эдуардович Буткевич констатировал, что соглашение, которое заключено между Екатеринбургской епархией и правительством Свердловской области, понемногу, постепенно, но все же приносит плоды.
           - Не так давно, слава Богу, не 'комом' прошел наш первый областной День трезвости. И хотя погода в тот день не особо благоприятствовала проведению массовых мероприятий на улице, мы выявили огромную активность жителей Екатеринбурга и других городов Свердловской области. Все министерства и ведомства области включились в работу по подготовке и проведению Дня трезвости; в самых различных аудиториях прошли большие профилактические циклы лекций и бесед по данной тематике и по утверждению здорового образа жизни. Я думаю, что проведение Дней трезвости со временем станет в нашей области доброй традицией.
           Хочется сказать, что сейчас в нашей работе, наверное, наступает переломный этап, когда не исключено, что работа движения 'Попечительства о народной трезвости' пойдет в другом русле. В Правительстве Свердловской области сейчас в стадии реорганизации Межведомственный комитет по государственному регулированию оборота этилового спитра. Священник Игорь Бачинин направил письмо в адрес председателя правительства: сохранить межведомственную комиссию, ввести в нее представителей общественного движения 'Попечительство о народной трезвости', чтобы совместными усилиями бороться с таким антиобщественным явлением как пьянство и алкоголизм.
           Заместитель председателя правительства Свердловской области по социальным вопросам Владимир Александрович Власов принял решение, что такую комиссию необходимо оставить в несколько измененном виде, и с началом ее деятельности, я думаю, наша совместная работа примет более конкретные очертания. Практически во всех управленческих округах области сейчас созданы советы 'Попечительства о народной трезвости', пусть маленькими шажками, но все же идет снижение масштабной алкоголизации населения, усиливается пропаганда здорового, трезвого образа жизни. И в будущем практическая деятельность 'Попечительства о народной трезвости' станет еще одним дополнительным шагом в нашем поступательном движении вперед.
           Обращаясь к истории нашего Отечества, можно отметить, что первый всероссийский День трезвости был проведен в 1913 году. В городах и селах проходили чтения, лекции, сбор пожертвований, раздача антиалкогольной литературы. В 25 православных епархиях, в том числе и Екатеринбургской, на богослужениях возносилась молитва Церкви о помощи страдающим от пьянства. Во многих приходах были организованы Крестные ходы.
           Активную работу по утверждению трезвой жизни всегда вела Православная Церковь. В дореволюционной России при приходах создавались общества и братства трезвости, где людям помогали удерживаться от тяги к вину. В Екатеринбурге общества трезвости действовали во многих церковных приходах.
           В настоящее время мы все острее начинаем осознавать последствия демографического кризиса, основной причиной которого является алкоголизация общества. В этих условиях необходимо возрождать вековые традиции нашего народа, чтобы трезвенническое движение приобрело всероссийский масштаб. Время сейчас судьбоносное: чтобы спасти наших детей, нашу страну, мы должны обратиться к нашим традициям - такой лейтмотив звучал в выступлении заведующего кафедрой культурного образования Института развития регионального образования Свердловской области, заведующего лабораторией педагогики православия Уральского отделения Российской академии образования, кандидата педагогических наук Станислава Тимофеевича Погорелова. В своем выступлении он особо остановился на необходимости трезвого воспитания детей и подростков в школе.
           - Я рад, что наше общественно-государственное движение 'Попечительство о народной трезвости' приобретает форму и определенную структуру, в которую входят и государственные учреждения, представители Православной Церкви, политических партий и общественности. Это очень важно.
           Наверное, сейчас и доказывать не надо, что ситуация в подростковой и молодежной среде очень непроста и тревожна. Особенно тревожно, когда выстраиваешь стратегическую перспективу и думаешь о том, как это поколение, которое сейчас является еще несовершеннолетним, войдет в жизнь, и что за общество, от которого зависит судьба государства, оно создаст?
           Здесь мы сразу попадаем в непростую оценочную ситуацию. И если мы будем смотреть с перспективой лет на тридцать вперед, то наши сегодняшние оценки и усилия необходимо переструктурировать, модели рассматривать не только просветительские - и реконструировать опыт борьбы за народную трезвость, накопленный в XIX веке: Мы должны учитывать реалии XXI века и находить эффективные меры взаимодействия всех структур и общественных организаций в борьбе против пьянства и алкоголизма.
           Прежде всего хочу сказать, что такое алкоголизм и пьянство в истории человечества. Устойчивому употреблению алкоголя не более пятисот лет, то есть продукты перегонки, сбраживания появились не так давно. И в первый период это была слабоалкогольная продукция, которая не достигала крепости даже современного пива. Вспомним, что пили наши предки? Мед. А какой характер носило употребление этих напитков? Можно сказать - обрядовый. Что, собственно, представляла собой круговая чаша, передаваемая из рук в руки всем сидящим за столом? Это был обряд доверия межплеменных отношений. Ритуальные обрядовые действия проходили довольно редко, чаще всего на традиционных сезонных пирах, необходимых как условие поддержания дружеских отношений между племенами и народами. Вот каков был смысл употребления слабоалкогольных напитков. Алкоголь здесь не являлся самоцелью, а был частью общего празднества. Не основной частью, но необходимой. Это обрядовое действо вплеталось в общее праздничное событие, но ни в коем случае никогда не было пьяных, а тем более - алкоголиков.
           И только когда общество стало более сытым, а прибавочный продукт сконцентрировался в руках отдельных людей, появляется постоянное употребление алкоголя для удовольствия. С этой точки зрения, мы потеряли связь между событиями, которые раньше были значимы для человеческой общины. Общество уже на буржуазном этапе начинает употреблять алкоголь, демонстрируя свое богатство, но одновременно нарастают расслоение общества и социальная неудовлетворенность. Низшие слои населения начинают употреблять алкоголь также в бытовых условиях, но с целью преодолеть свою социальную неудовлетворенность. Фактически мы имеем два посыла к употреблению алкоголя: демонстрация своего богатства или преодоление своей ущербности, неуверенности в завтрашнем дне, моральной неудовлетворенности своим бытием.
           На это накладывается сегодня так называемый стресс социальных изменений. Даже мы, взрослые, не поспеваем за изменениями, которые нам предлагает жизнь. Поэтому люди, у которых духовная сторона слабо развита, находится еще в зачаточном состоянии, впадают в постоянно нарастающее состояние неудовлетворения жизнью. Когда у человека возникают обиды, а он не знает на кого обижаться? На кого обижаться, что у многих маленькая заработная плата, что сегодня нет возможности купить, что нужно, что хотелось бы? И у человека начинает появляться зависть, желание мести ко всем и вся. Эти негативные эмоции в сумме составляют возрождающийся комплекс, человек как бы сталкивается с 'космическим' злом, масштаб которого бесконечен.
           И только тот, кто укоренен в духовной традиции, скажем, христианской, кто знает, что жизнь правится любовью, может противостоять этому стрессу социальных преобразований.
           Вот это - фон, на котором мы исследуем проблему пьянства и алкоголизма, и особенно в молодежной среде. Мы понимаем, что это сложное явление, и оно не может быть выстроено в некий просветительский призыв о вреде алкоголя или его отрицании. Мы имеем некоторые трезвеннические движения, которые по-разному ведут пропаганду своих идей. Скажем, 'ждановцы' говорят, что 'алкоголь не надо пить: и будет все хорошо. Это - продукт ядовитый, давайте мы его просто вычеркнем из реестра продуктов питания, создадим нетерпимое отношение к нему и таким образом решим все проблемы'.
           Ничего подобного. Проблема может быть решена только одним - возрождением духовных традиций в нашем обществе. Потому что пьянство - не простое непонимание вреда употребления алкоголя - кто его не знает? На каждой пачке сигарет написано 'Минздрав предупреждает:', однако это никого не останавливает: ни детей, ни женщин, ни тем более мужчин. То же и с алкоголем. Ну напечатаем мы на каждой бутылке справочные сведения о том, как алкоголь разрушает кровеносную систему, печень, психику и так далее. И ничего не изменится, останется все как прежде.
           Поэтому надо идти другим путем, путем воспитания с самого раннего детства особого отношения к миру - ответственного отношения, осмысления духовной сути происходящих событий, устойчивости к социальным порокам, свободы. И если мы будем говорить о духовной свободе, то здесь как раз на уровне социальном и на уровне психологическом существует понятие трезвости. Оно и правовой аспект имеет, и экономический. С психологической точки зрения трезвость - это устойчивое качество личности, которое характеризуется состоянием ясного сознания, здравомыслия, свободы от зависимостей. То есть имеется в виду и состояние тела, и души, и духа человека. Попытки решить проблемы пьянства и алкоголизма только на медицинском, физиологическом уровне не имеют такого действия. С точки зрения медицины, алкоголизм - это неизлечимое прогрессирующее заболевание. Но практика свидетельствует о другом. Мы можем привести немало примеров, когда приобщение к христианским нормам жизни может помочь человеку преодолеть свою страсть.
           Другое дело, когда человека 'просто зашить': он алкогольные вещества не принимает, но все имеющиеся у него пороки деформируются и принимают другие формы. С этой точки зрения нам надо хорошо понимать, что человек трезвый - это прежде всего человек свободный духовно, способный осуществлять ответственный выбор в своей жизни, способный к созидательному умственному и интеллектуальному усилию. И тогда он владеет собой, своими мыслями и чувствами, обладает волей в совершении необходимых действий.
           Мы же сейчас в молодежной среде видим людей, которые не имеют воли к совершению действий, приложению интеллектуальных усилий. Я работаю со студентами, и могу сказать, что значительная часть из них не учится, а просто 'отбывает повинность', потому что на учебу их гонят родители, гонят обстоятельства, а сами они не имеют устремления к учению. Вот это - первый признак душевного опустошения: человек не видит, к чему ему стремиться.
           А трезвый человек - хозяин своей жизни, своей судьбы, и он способен не только помощь своему ближнему оказать, но и исполнить свой гражданский долг, осуществить профессиональное служение, способен выполнить свои обязательства по отношению к семье, детям и родителям.
           И если мы внимательно на это посмотрим, то сразу окажется, что наше общество - далеко не трезвое. Оно не живет этими требованиями к себе и к своим членам. Мы очень далеко ушли от исконных наших традиций, к которым необходимо вернуться. Мы изживаем коммунистическую идеологию, а на смену ей приходят ведь не традиции, а либеральная идеология, которя все сильнее захватывает наше общество, педагогику, структуру власти - когда права человека становятся доминирующими в разговоре о воспитании, а об ответственности, о гражданских обязанностях не говорится ничего.
           Ничего из этого индивидуалистического миропонимания не выйдет в наших традициях. Мы - народ, который имеет в активе своей культуры иные составляющие. Исследователи сравнивают 'субъекты общественной культуры'. Марксизм, например, говорит о классовом субъекте, либеральная идеология, идущая на смену марксизму, субъектом называет индивида, отдельную особь. Какова же наша позиция понимания? Кто субъект истории культуры? Это - народ, это целостность. И у нас такая особенность: мы - соборно мыслящие люди. И, конечно, воспитание Церкви, которая всех нас объединяет.
           И когда мы так будем смотреть, что пьянство отдельного человека - не его право делать то, что он хочет, а наша общая проблема, мы много что сможем изменить. С этой точки зрения нам и нужен трезвый человек, который не только обладает всеми гражданскими добродетелями и полнотой своей жизни, но который хранит свою честь и достоинство, понимает, что он принадлежит к великому роду, к своему народу.
           И трезвость - это естественное и счастливое состояние человека. Когда мы говорим о счастье детей, многим недоступен смысл этого понятия: они считают главным для себя удовлетворить потребности детей, накормить их, одеть, купить им красивые игрушки и дать возможность гулять направо и налево... и больше ничего. Это - огромное несчастье и для человека, и для всего общества. И пока мы будем думать и говорить о счастье человеческом поверхностно, мы многое потеряем. Мы должны понимать, что счастье человека, его положительные качества личности просто так, стихийно не складываются - их надо целенаправленно воспитывать и развивать.
Педагогическое воспитание - это огромная программа. И когда человек доходит до взрослого состояния, там встают уже другие задачи - его перевоспитания, преодоления уже имеющихся у него пороков. И никто не гарантирует положительных результатов. Поэтому когда мы сегодня говорим о современных школьниках, о сегодняшней молодежи, нам нужно приложить все усилия, чтобы они не пошли по порочному пути своих зависимостей. А этих зависимостей множество, и все они имеют один корень, хотя форма их различна. Это и табакокурение, и алкоголизм, и половая распущенность, и игромания, и наркотики - что угодно.
           Поэтому мы должны научить человека целенаправленно работать над собой. Сегодняшний анализ психологов показывает, что наши дети, подростки, юноши не имеют интереса к самим себе, собственными персонами не занимаются, к своему внутреннему миру у них нет никакого интереса - они все во внешнем мире. Для них самое важное - иметь еду и другие предметы вожделения. Это страшное состояние человека, который со временем превращается в полуживотное. И здесь усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы человек пробудил интерес к своему внутреннему миру и научился работать над собой.
           Недаром есть такое выражение: 'хранение ума и чистота сердца': И это не относится только к алкоголю; ум и чистое сердце вместе - вот что такое истинное трезвение в христианских традициях. Поэтому трезвость и трезвение - это подвиг человека, подвиг духовного усилия над собой, воздержания от соблазна. И поэтому рассчитывать на быстрый успех или умиляться тому, что мы уже сделали - не приходится.
           Взрыв употребления спиртного начался сначала в городских поселениях, а потом перешел и в сельскую местность в XVII, XVIII и особенно в XIX и начале XX века. И если сначала на Руси было пьянство, то с XIX века начинается алкоголизм с его неизбежными последствиями. Возросли заболеваемость и смертность населения, отмечено сокращение продолжительности жизни. Но алкоголизм привел не только к физическим, но и нравственным последствиям - увеличилось число преступлений, нервных и психических заболеваний, снизился уровень нравственных устоев.
           Что мы имеем сегодня с точки зрения психологии? Например, число самоубийств у нас уже достигает 2,7 %, чего у нас никогда не было. Но в той ситуации, когда наши предшественники в конце XIX столетия начали трезвенническую работу, они столкнулись с тем, что число самоубийств выросло на 0,3 %. И это в крестьянской стране вызвало огромные усилия по преодолению такого психического состояния населения. А мы, имея такой высокий процент самоубийств, еще не понимаем, что это - виток спирали в никуда.
           Если рассматривать алкоголизм в его историческом развитии, то можно сказать, что сегодня алкоголизм - глобальное оружие против России. Все давно уже понимают, что в геополитическом рассмотрении у России никогда не будет друзей, приятелей - мы давно уже остались в одиночестве. Те же события в Грузии красноречиво показывают, что друзья у России появляются только тогда, когда дело касается их интересов. А геополитически 'претензия' к России у всех стран одна: 'Вы обладаете ресурсами и огромной территорией, которые должны принадлежать всему человечеству. У вас огромные лесные, водные, минеральные, органические ресурсы - нефть, газ и так далее, а человечество испытывает в них дефицит. У вас же этих ресурсов с избытком, но ваше население спивается, и не может освоить эти ресурсы, правильно их эксплуатировать'.
           На этом основании и закладывается модель, при которой эти ресурсы будут перераспределены, а вырождающееся население, которое не способно управлять своей территорией, станет дешевой рабочей силой. Поэтому подталкивающих нас к алкогольному опьянению, алкоголизму, ко всем порокам и зависимостям - очень и очень много. У нас нет практически собственников табачных изделий, и большая часть производителей алкоголя - тоже зарубежные компании. И здесь особая роль принадлежит государственным правоохранительным органам, которые могут, особенно в условиях экономического кризиса, просто-напросто национализировать их.
           Человечество, осознав всю гибельность злоупотребления алкоголем, вырабатывало меры защиты от него. Давайте, например, обратимся к Корану. Эта книга возникла в VII веке, а в нее уже включено запрещение употребления пьянящих напитков. И это дало свой эффект - предохранило от пьянства миллионы правоверных мусульман. Фактически в странах, традиционо исповедующих ислам, и началось употребление алкоголя, но они же и первыми пришли к такой религиозной норме, как запрет на его употребление. И это очень показательно.
           В XIX веке Россия, США и некоторые другие европейские страны приняли юридические документы, ограничивающие оборот алкогольной продукции. В те же годы начали зарождаться и первые трезвеннические движения; в России появились кружки трезвенности учащихся. Они ставили перед собой цель сплочения детей на основе духовного единства. Дети, вступающие в эти кружки, давали обет до 18 лет не курить, не употреблять спиртные напитки, не сквернословить, не играть в азартные игры на деньги. Этот опыт очень показательный, и мы сейчас думаем над тем, как эту норму жизни сделать современной, как сделать ее необходимым идеалом для молодежи, которая сегодня обращена к счастливой жизни только как к получению удовольствий.
           В истории есть свидетельства эффективности работы этих трезвеннических кружков учащихся: дети и подростки воздерживались от употребления спиртных напитков, они приобретали трезвеннические убеждения и старались оградить от пьянства не только себя, но и своих близких. Говоря о перспективе развития нашего общества, сегодня не нужно забывать о таком факторе, как человеческий капитал. Это не менее значимая вещь, чем экономический капитал. И именно наша сегодняшняя молодежь, которая будет жить и работать в XXI веке, обеспечивать экономическую политику и безопасность нашей страны, должна стать человеческим капиталом, который нужно создавать уже сегодня.
           Сейчас как никогда актуальны слова архиепископа Новгородского Арсения, который на I Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с народным пьянством, проходившем в Москве в 1912 году, сказал: 'Необходимо совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Надо убедить людей, что алкоголь - это яд для души и тела, что напиваться дома, в гостях, у соседей, в праздник - большой позор'. Так он выразил идею трезвеннического движения.
           Сейчас в Екатеринбургской епархии действует 17 обществ трезвости, в том числе в городах Первоуральске, Каменске-Уральском, Кушве, Невьянске, Талице, Тавде, поселках Юшале, Обуховском, Восточном, Красногвардейском, Получночном. В январе 2001 года при полевском Петро-Павловском храме по инициативе настоятеля храма протоиерея Сергия Рыбчака и врача-психотерапевта Вячеслава Боровских была создана православная реабилитационная обитель для наркозависимых 'Подвижник', в которую ежегодно более тысячи человек обращаются за помощью и консультациями. С 1999 года действует Центр социальной реабилитации для людей, столкнувшихся с проблемами алкоголизма и наркомании.
           Как отмечал в своем докладе 'Деятельность обществ трезвости в Екатеринбургской епархии: история и современность' Владыка Викентий, 'важно помнить, что главная цель православных трезвеннических обществ и братств - утверждение трезвости, а не борьба с пьянством. Именно личный пример трезвой благодатной жизни - залог успешной деятельности в этой области. Участвуя в приходской работе и пользуясь поддержкой членов общества, люди начинают жить церковной жизнью, освобождаются от порочных наклонностей и негативных черт характера. Это поможет преодолеть кризисные явления в социальной сфере, связанные с пьянством и алкоголизмом. Дальнейшее расширение трезвеннической деятельности при приходах может в целом содействовать отрезвлению населения Свердловской области.
           Когда-то наш народ называли Святой Русью, а потеряв святость, он может исчезнуть с лица земли. И поэтому каждый из нас несет ответственность за наше будущее. Нужно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к трезвости'.

Материал подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА ?11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.