ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Владыка, Светлана из Воронежа спрашивает, как относится Церковь к передаче по телеканалу ТНТ 'Битва экстрасенсов'? Там они, демонстрируя свои способности, соревнуются, кто сильнее.
          - Очень плохо относится. Это демонстрация бесовской силы. Все очень просто сказано и доходчиво, я думаю. И не нужно как-то особо относиться к этой программе и смотреть, потому что это очень опасно для душевного и телесного здоровья, психики человека. Нам необходимо как можно больше приблизиться к Богу, чтобы с помощью Божией устоять перед всеми искушениями, испытаниями, соблазнами этого мира - вот это наша задача. А приобретать какие-то сверхъестественные силы никому не надо, это даже вредно. Вот поиграются, побьются, а потом будут мучиться, и мучиться очень тяжело. Человеку, который служит Богу, Господь дает здоровье, счастье, радость, мир, всякое благо - уже на земле дает. А у человека, который служит дьяволу, - и боль, и страдание, а главное - такое страдание души, которое нельзя сравнить ни с какими страданиями тела. Вроде здоровый, сильный, крепкий, а душа у него страдает, мучается. Поэтому лучше потрудиться, чтобы приобрести здоровье души через исполнение воли Божией и приближение к Богу, Который дает нам благо, а не идти по пути служения дьяволу, который приносит болезни, трудности, испытания, боль. Бьет нас дьявол немилостиво.
          - То есть лучше сразу выключать телевизор, когда такие передачи...
          - Лучше выключать.
          - Сергей из Екатеринбурга интересуется: по какому принципу награждаются священнослужители? Например, один служит как все, ничего особенного не делает, и его награждают, а другой очень много лет приводит много людей к Богу, в храм, а у него нет никаких особых наград. Почему так?
          - Не совсем так. Я думаю, человек, который так говорит, считает, что он правильно замечает. Но на самом деле Правящий Архиерей лучше знает ситуацию, особенности, и не дает награду, которой, казалось бы, священник достоин. Не случайно Христос сказал: 'Не судите, да не судимы будете'. Потому что мы многого не знаем, а Господь все знает. А мы судим по тому, что мы видим. На самом же деле все просто. Есть причина, которая не разглашается. Священник служит, и это уже ему награда. Потому что каждый имеет грех, и не должен служить, так как есть этот грех. Вот служение и есть награда, и чтобы ее иметь - надо потрудиться. Поэтому Архиерей лучше знает. Отдавайте все на волю Архиерея, он лучше знает и пред Богом за это отвечает - он знает, кому что давать, как давать и когда давать.
          - Еще один вопрос про духовенство. Владыка, скажите, почему священник вдруг стал служить без наперсного креста? Он что, наказан? Многих прихожан это смущает.
          - Да, есть такая мера наказания для священника за какие-то канонические нарушения; она дается для исправления.
          - Крест снимается?
          - Да.
          - То есть он служит, но до исправления без наперстного креста?
          - До исправления, да.
          - Владыка, несколько богословских вопросов, но очень интересных. Из Оренбурга вопрос - это с интернет-форума 'Православной газеты': 'Что такое ад? И будет ли в аду больно? Сказано: 'Сыны царства будут извержены во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов'. Еще сказано: 'И ввергнуты в печь огненную, и там будет плач и скрежет зубов'. Если говорится 'тьма внешняя' - значит, там темно, но ведь в 'печи огненной' должно быть светло. Так темно в аду или светло? Или Евангельские притчи - это просто поэтический образ, а не буквальный?'
          - Есть разные состояния адских мучений. Есть огненная печь, есть тьма кромешная, где ничего не видно, есть места, где очень жарко и очень душно, по нашему представлению. То, что есть в духовном мире, мы знаем отчасти, но знаем, что это больно, страшно. Это страдания, а страдания - это боль, это действительно страшные мучения. Мы знаем из современной нашей жизни, что когда болит душа, это очень тяжело, а там обнажается душа в полноте ее страдания, там такие страдания, которые нельзя передать человеческим языком; очень сильные боли.
          - Душевные или телесные?
          - До Второго Пришествия Христа Спасителя только одна душа страдает, а когда будет Второе Пришествие, то соединится душа с телом, и если она в аду, то вместе с телом будет страдать. Потому что вместе с телом грешила. И наоборот, вместе с телом будет радоваться, потому что вместе с телом делала добро.
          - Лидия из Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа позвонила: 'Во время Страшного Суда могут ли быть помилованы люди, которые сейчас в аду, и даст ли им Господь возможность покаяться? Или это уже невозможно?'
          - До Страшного Суда мы имеем возможность каяться, вот почему Церковь молится за усопших, чтобы Господь их помиловал, простил и вывел их даже из глубины ада. А после Страшного Суда Господь определит раз и навсегда, кому вечные мучения, кому вечное блаженство.
          - То есть до Страшного Суда можно за усопших молиться, потому что у них есть надежда на спасение?
          - Да.
          - Александр спрашивает: 'Гнев и ропот... Отчего иудеев все раздражало в Господе и Его учениках? Отчего даже ученики Иоанна Крестителя роптали на апостолов?'
          - Потому что Господь говорил: 'Я не от мира сего'. Если был бы от мира сего, то мир бы Его любил. А Господь говорил больше о Царстве Божием, о Царстве благодати, о Царстве вечном, о вечной жизни. А люди этого не понимали, к сожалению, поэтому ненавидели. Господь и говорил: 'Меня ненавидят, и вас будут ненавидеть'.
          - Следующий звонок из Петербурга: 'Меня зовут Людмила. Мы с мужем живем очень долго, и батюшка нам посоветовал обвенчаться. Мы это сделали, и после этого у нас начались неприятности. С чем это может быть связано? Муж сразу же потерял работу, стал очень болеть. И я в смятении нахожусь сейчас и не понимаю, почему это происходит'.
          - Это происходит потому что вы очень долго ждали таинства Венчания. Ведь по нашему церковному правилу необходимо венчаться сразу, как зарегистрирован брак. Прошло столько времени, конечно, это тоже в какой-то степени грех - жить в неблагословленном Церковью браке. Господь посылает вам такое испытание (если вы почувствовали с самого начала, что есть изменения в жизни не по вашей воле), чтобы омыть, очистить этим горем и страданием прежде совершенные грехи. Поэтому вы не должны смущаться, а должны даже радоваться и благодарить Бога, что Господь дал вам возможность очистить свою душу, терпением и смирением, послушанием воле Божией Господь очистите грех. И чем быстрее вы начнете именно так относиться к вашему горю, тем быстрее горе пройдет, быстрее пройдет это испытание. Конечно, человек, получивший такое таинство, хочет, чтобы жизнь стала еще лучше, без бед и скорбей. Но тут воля Божия другая немножко: Господь о другом думает - о нашем вечном спасении, вечном счастье, блаженстве, о вечной радости. Поэтому дает нам некоторые испытания здесь, на земле, чтобы через это получить в вечности. Если мы не будем роптать, недовольствовать, гневаться, раздражаться - мы освободим душу от тяжести, и Господь пошлет освобождение от тех трудностей и испытаний, которые вы сейчас имеете, даст и работу, и все возвратится на свои места, и будет даже еще лучше.
          Посмотрите, например, на житие Иова Многострадального. Сначала Господь дал ему много радостей и утешений, потом забрал все. И когда забрал, Иов не унывал и не отчаивался, не роптал, а говорил: 'Господь дал, Господь отнял. Буди Имя Господне благословенно вовеки'. Если мы будем так поступать, то, я думаю, возвратится благое еще в этой жизни, что вы сейчас в какой-то степени потеряли, возвратится в сто раз больше. А за ваше терпение, преданность воле Божией Господь даст Царство вечное и блаженное. Поэтому так поступайте и, я думаю, все встанет на свои места, все хорошо будет.
          - Владыка, подскажите, пожалуйста... Я хожу часто в храм. И когда ребенок был еще маленький, годик, тоже ходила. Нас два раза с ним выгнали из храма, пока мы ждали Причастия, из-за того, что он заплакал. Правильно ли это? И второй вопрос: мы дома молились, и у нас упала свечка. Пока мы заметили, что она упала, у нас обгорела маленькая икона Феодоровской Божией Матери, а вторую иконку мы успели спасти. Как это можно растолковать? Спасибо.
          - Надо быть повнимательнее к тому, что вас окружает, и осторожнее с огнем, со свечкой, с лампадкой, чтобы не сделать пожар, не дай Бог, в доме. И слава Богу, что все обошлось хорошо! Когда горит свечка, мы должны далеко не уходить, пока она горит. И если мы куда-то уходим, нужно ее погасить, чтобы она не упала и не случались такие тяжелые ситуации. А то, что выгнали вас из церкви, когда ребенок заплакал... Я думаю, что мы все должны понимать и нести тяготы друг друга. Хотя, конечно, ребенок есть ребенок, он может заплакать или забегать, или куда-то пойти. За ним надо постараться смотреть матерям или отцам, чтобы даже в церкви не оставлять его воспитания. Где-то приструнить, с любовью сказать, чтобы он понимал, что в церкви нужно быть более внимательным, спокойным и степенным. Это тоже труд, и это тоже благо. Господь благословляет таких родителей. Не думайте о том, что они мешают молиться, потому что дети, приходящие в церковь, тоже питаются Духом Божиим, укрепляется их душа. И когда повзрослеют, смогут сопротивляться злу благодатью Божией, которою напитана душа в детстве, во время пребывания в церкви. Это очень важно, чтобы дети приходили в церковь. Но я думаю, что священники тоже должны с пониманием относиться к детям, не обращать внимания на их плач, шалости. С другой стороны, родители должны стараться их придерживать, чтобы дети были приучены находиться в церкви со страхом Божиим и уже с детства стоять пред Богом более внимательно.
          - Владыка, Екатерина из Талицы уточняет: в апреле в программе 'Архипастырь' Вы сказали, что православным в старообрядческую Церковь ходить не надо, но не объяснили, почему? И могут ли старообрядцы ходить в православный храм? Возможно ли объединение старообрядцев с Московским Патриархатом, как недавно состоялось объединение с Зарубежной Церковью?
          - Я говорил, что не надо православным идти в старообрядческую церковь, потому что у нас есть свои храмы. Если бы у нас не было храмов, было бы оправдание: раз нет, то хотя бы в старообрядческую зайти - как это было в свое время со старообрядцами, которые не имели своих храмов, поскольку не было такой возможности, и они приходили к нам и молились и даже к таинствам церковным приступали. Сейчас у нас достаточно храмов - если не в одном, то в другом можно помолиться. В городе можно на любом транспорте приехать в храм, на каком бы расстоянии он ни находился. Поэтому нет причины не ходить в православный храм.
          Конечно, у нас есть некоторые особенности, из-за которых старообрядцы к нам не хотят ходить; они считают, что мы не имеем той благодати, которую должна иметь Церковь. Мы считаем, что у них прерывалась преемственность апостольской благодати священства - тоже очень важный момент, который нас волнует. И я думаю, что если мы будем молиться и просить у Бога помощи, то Господь даст такое время, когда найдется возможность объединить усилия и приблизить это единство. Для этого нужно молиться. Слава Богу, что Господь дал нам такое благо, радость - подписан Акт о присоединении Зарубежной Православной Церкви к Матери-Церкви. И это для нас хорошо, очень радостно, приятно. Мы надеемся, что общими усилиями, стараниями уже увеличенной Церкви Господь услышит наши молитвы, чтобы уврачевать и этот недуг.
          - Наталья из Екатеринбурга уточняет по поводу программы 'Беседы с батюшкой': священник сказал, что Христос отменил субботу; и вот она спрашивает: 'Как и когда Христос отменил субботу?'
          - Мы говорим, что Господь установил субботу, когда Он совершил великое дело - сотворил мир видимый и невидимый. И в седьмой день Он почил от всех дел Своих. Господь совершил великое дело и радовался о Своем доброделании. И Он установил этот день - день радости, утешения, совершенного дела. Он увидел, что 'добро зело', то есть очень хорошо, и радовался этому. Но, к сожалению, человек пал и разрушил это 'добро зело', расстроил гармонию мироздания Божия; ее нужно было восстановить. И пришел на землю Христос Спаситель, Который восстановил нашу падшую природу. Восстановил чем? Своим Воскресением. Он воскрес преображенным, обновленным телом, в котором Господь взял на себя все человеческие грехи, пришел уже очищенным и обновленным, омытым Кровью Своей, поднял его одесную Бога Отца. В этом и есть смысл того, что суббота стала как бы второстепенной; важно, что восстановилась падшая наша природа - это великое дело. Поэтому мы сейчас больше празднуем воскресенье: совершилось великое, преславное чудо - Господь восстановил то, что наши прародители расстроили своим падением.
          - Суббота - это больше ветхозаветный праздник...
          - Да, суббота - это как раз творение 'добро зело', но оно было утрачено в момент нашего падения. А Воскресение Христово это восстановило, и этот день стал праздничным, первым днем недели, выходным, как мы сейчас говорим.
          - Если дословно отвечать, то Христос отменил субботу Своим Воскресением...
          - Да.
          - Владыка, нас смотрят в Перми, и сейчас звонок в студию из этого города. Здравствуйте, мы слушаем вас.
          - Я хотела бы задать вопрос. Если бы Вы были духовником у прихожанки, благословили бы Вы ее на брак с католиком? И при условии, что католик примет нашу веру? Или все же католик с православной не могут быть в браке?
          - Самое идеальное - если человек любит свою православную жену, то примет Православие и повенчается, это идеальный вариант. Этим предотвращались бы все возможные в будущем трудности и искушения из-за веры. Но не воспрепятствуется, если будут жить вместе католик и православная. Главное, чтобы жили в мире и согласии. Это тоже благословляется, но еще раз скажу, что в идеале нужно, чтобы этот человек принял Православие, венчался, и был бы благословленный Богом брак.
          - Владыка, у нас звонок с Кубани. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем.
          - У нас к Вам такой вопрос: старший сын окончил 9 классов и желает продолжить обучение в духовной гимназии, а затем в духовном училище или семинарии. Где можно узнать конкретно адреса или телефоны и вообще возможность проживания? Мы иногородние, есть ли вообще возможность проживания для сына?
          - Я не знаю, как в Кубанской епархии, но что касается Екатеринбургской епархии, то я могу сказать: у нас есть и духовное училище, и духовная семинария. Но поскольку ваш сын окончил только 9 классов, ему нужно обязательно окончить 11 классов, потому что в семинарию без среднего образования не принимают. В нашем духовном училище мы принимаем ребят, которые не имеют полного среднего образования. Они в училище заканчивают 11 классов, одновременно учат богословские предметы. И если они хорошо осваивают эти предметы, то могут поступить сразу во второй класс семинарии. Может быть, и в вашей епархии есть - ваша епархия тоже очень большая, там тоже очень много хорошего и интересного, в том числе и училище, может быть, и гимназия там есть. Нужно обратиться в Епархиальное управление, к батюшке местному, он подскажет адреса училищ. По-моему, даже в нашем церковном календаре есть адреса училищ. Выбирайте по вашему вкусу, желанию, как вам удобнее. Но если сын хочет в семинарию, ему нужно обязательно окончить 11 классов.
          - Наверное, Владыка, стоит сказать, что как раз скоро начнутся приемные испытания и в духовные училища, и в духовные семинарии, поэтому надо, наверное, подинамичнее определяться тем молодым людям и их родителям, которые хотят идти по духовной стезе. И если вы хотите это делать в Екатернбургской епархии - в Верхотурском духовном училище, в Екатеринбургской духовной семинарии, то можете позвонить по телефону канцелярии епархии: (343) 269-75-37. Вам там подскажут телефоны Верхотурского духовного училища и Екатеринбургской духовной семинарии. Там есть и проживание, потому что это не только образовательные учреждения, но и воспитательные. Узнаете все правила приема, время приема и все, что необходимо...
          Вопросов поступило очень много, мы не ответили еще даже на четверть из того, что пришло на сегодняшний день. Но у нас есть звонок:
          - У меня такой вопрос к Вам, Владыка. У меня есть желание дарить своим родственникам - детям, внукам - иконки, чтобы их к Богу приблизить. Но можно ли их дарить? И какие иконки?

          - Можно дарить, конечно, и нужно дарить. Вы расскажите им, что значит та или иная икона и как к ней относиться, как ее почитать, чтобы они знали и не бросали ее куда попало, а с благоговением относились к святыне. Тогда, конечно, это будет им во благо и вам, как ваше благословение им. Мы знаем, что многие еще в годы войны получали иконки, даже когда была атеистическая власть, атеизм бушевал. Бабушки, дедушки дарили иконочки и, казалось бы, человек относился к вере поверхностно, но иконочка помогала и даже спасала жизнь в годы войны. Тем более сейчас эта икона может помочь человеку в разных нуждах, скорбях, болезнях и даже в приобретении веры. Имея святыню, человек будет с благоговением относиться к ней в своей жизни, хотя, может, ничего не понимая, ничего не зная. Но если с почтением, уважением относиться к святыне, то Господь пошлет благодать и просветит ум, сердце, и приобретет человек и веру, и благоговение, и молитвенный настрой... Так что это очень важно, нужно и полезно. Конечно, это очень много даст: вы дали икону и будете молиться, чтоб Господь через эту икону дал близким здоровье, счастье, радость, избавление, веру и крепость сил и жизнь по вере.
          - То есть: дарите иконы друг другу!
          - Да.
          - Галина из Челябинска спрашивает: почему в одних случаях престарелые родители уходят в иной мир легко и быстро, а другие мучаются сами и сильно обременяют своих детей. У моих знакомых дочь неверующая, и ей очень тяжело ухаживать за своей матерью. Что делать? Как обрести мир и покой всем?
          - Конечно, очень тяжело, когда близкие тяжело умирают. И, к сожалению, люди, не понимая смысла страданий, отчаиваются, унывают, даже заканчивают жизнь самоубийством. Это очень опасно и тяжело, потому что Господь дает возможность в последние минуты, мгновения жизни человека на земле через страдания исцелить и очистить свою душу от грехов, чтобы уйти в иной мир очищенными, радостными - туда, где не будет болезней, не будет скорбей. И нужно настроиться так: чем больше страдания, тем больше очищение, тем больше омываемся. И если так мы себя настроим, то легко перенесем эти трудности, болезни. Если мы этого не знаем, то невыносимые, тяжелые боли - это плоды нашего неверия, нашего безбожия. Поэтому когда нас постигают страдания, мы не знаем, как перед ними устоять. И боимся, и мучаемся, и страдаем. Поэтому очень важно думать о своей старости, о смерти еще в детстве, юношестве. Когда молодые грешат, развратничают, занимаются всякими безобразиями - нагнетают такую тяжесть греховную, что душа мучается. Не может выйти из тела, потому что грехи не пускают и их нужно очистить... Господь милосерд к нам и хочет, чтобы мы не ушли в таком состоянии из жизни.
          - То есть болезнь - это время для покаяния?
          - Да, это время на покаяние, но человек этого не понимает и думает: 'Вот со мной случилось, почему я такой (или такая), что мне послано?'. Поэтому я говорю, что нужно постоянно думать о чистоте своей души, чтобы душа через покаяние была очищена, омыта от грехов, и этим Господь бы дал нам мирную, как мы молимся, христианскую кончину жизни нашей.
          - Есть звонок, Владыка, но с сотового телефона, поэтому, может, не очень хорошо будет слышно. Здравствуйте, говорите, пожалуйста.
          - Алло, добрый вечер. Владыка, благословите!

          - Бог благословит вас.
          - Скажите, пожалуйста, как отличить дар Божий от того, что дает лукавый?
          - Во-первых, дары Божии Господь дает человеку за большие труды, подвиги, отречение от себя, от всего мирского, за подвиг смирения. Основа этих даров - смирение. Потому что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать - когда есть добродетель смирения и человек перестал гордиться своими заслугами. Когда он считает, что это не его, а Божие, тогда Господь дает какие-то дары: дар исцеления, прозрения, совета, много-много даров. И, конечно, человек, который трудится над собой и возделывает свою душу, искореняет из своей души все сорняки, не думает о том, чтобы получить дары какие-то. Он думает о спасении, а Господь Сам дает ему. И часто бывает, что он сам этого не хочет и не видит, а люди это замечают. И он говорит: 'Это не мое - это Господь'.
          - Бежит от этой славы...
          - Да, бежит от этой славы. Господь милосерден, Он хочет через этого человека дать какое-то благо тому, кто нуждается в помощи. Сейчас же современные экстрасенсы считают, что они от Бога имеют дары. Это они считают только, а на самом деле все не так. Они руками машут, провидят, видят, слышат, что-то замечают и думают, что это от Бога. У них и свечка горит, и иконочка рядом: 'Вот, я с Божией помощью'. Таких даров не бывает. Сколько я знаю святых отцов, только трудами достигли они таких даров.
          - Причем невероятными трудами!
          - Да, невероятными трудами. Взять преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Например, пришел к преподобному Сергию человек, принес больного младенца, и тот скончался. И человек в отчаянии и горе бросил его святому: делай что хочешь. Сергий взял и помолился, и Господь услышал его молитвы. И сказал он человеку: 'Иди домой, только никому ничего не говори, пока я жив'. Он пошел в радости, что оживили его сына и тот выздоровел. Конечно, это великая радость. Вот и сам Христос Спаситель так говорил: 'Никому не говори, что Я сделал'. Вот как Господь показывает пример нам, как нужно принимать дары и иметь их в сокрушенном, смиренном сердце. А когда человек получает дары так просто:
          - И с гастролями ездит по Дворцам культуры:
          - Да, разукрашенный весь, расфуфыренный. Какой у него подвиг, за какой подвиг он получил эти дары? За гордость свою получил? Да, получил за гордость, только не от Бога, а от дьявола. Нет третьей силы: есть Божественная и бесовская.
          - Либо, либо:
          - Божественную силу можно только через смирение получить, через подвиг большой, а бесовскую - спокойно и легко:

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи - Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА ?11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.