ИЕРОМОНАХ ФЛАВИАН (МАТВЕЕВ): "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ЭТО НЕНАВИСТЬ КО ГРЕХУ И ЛЮБОВЬ КО ГРЕШНИКУ".

           - Отец Флавиан, с какой целью Вы ездили в Америку на три недели?
           - По благословению Владыки Викентия я ездил для того, чтобы поучаствовать в программе, организованной Госдепартаментом США, под названием 'Активность общественности в деле построения толерантного общества'. Программа была рассчитана на 21 день, поездка имела сугубо рабочий характер, поэтому было немножко тяжело, чтобы участвовать во всех встречах, ко всем встречам относиться с особой внимательностью. В день у нас было организовано по 3-4 встречи с разными общественными деятелями США в 5 городах: в Вашингтоне, Портланде (штат Ригон), Детройте (штат Мичиган), Шарлот (штат Северная Каролина) и в Нью-Йорке. Мы дважды пересекли страну, увидели, что США - это разнообразная страна, с разнообразием природным, этническим, националь-ным и религиозным, поэтому не нужно относиться к Америке как к чему-то однородному.
           В число нашей группы входили люди очень разные: было два православных священника - я и отец Евгений Сироткин из Оренбурга (он секретарь Оренбургского Епархиального управления), имам из Верхней Пышмы и муфтий из Оренбурга. Была журналистка газеты 'Вечерний Екатеринбург' Лия Гинцель и руководитель таджикской диаспоры в Екатеринбурге Фарух Мирзоев. Мы подружились, несмотря на то, что по богословским, общественным, политическим вопросам были разногласия, мы пытались проявить эту искомую толерантность. Приходилось констатировать факт, что толерантность мы понимаем по-разному и стремление к толерантности могут означать несовпадающие друг с другом усилия и векторы.
           Даже если понимать толерантность в простом виде - как терпимость, то мы, православные христиане, можем сказать себе очень чётко, что толерантность имеет границы применимости. К чему-то толерантность применима, и мы в силу православного вероучения, богословия, в силу нравственных норм, которые существуют у нас в Православной Церкви, можем сказать, что толерантность должна быть в области межнационального, межрассового общения, в области культурного многообразия.
           Но есть область проявления человеческих несовершенств, область греха, и у нас не может быть никакой толерантности ко греху. Мы должны руководствоваться фразой, которую любил повторять святой праведный Иоанн Кронштадтский: 'Грех ненавидь, а грешника лю-би'. И если получается, что для нас встаёт вопрос: проявлять толерантность к тому, что грех распространяется в обществе, насаждается кем-то в обществе, - то тут никакой толерантности быть не может. Наше православное вероучение должно нас побуждать к тому, чтобы ограничивать грех в самом себе, помогать преодолеть грех ближнему, который от нас, может быть, даже ждёт, что мы поможем ему избавиться от тех или иных греховных проявлений падшей человеческой природы. Об этом очень часто говорит наш архиепископ Викентий, и то, что мне приходилось говорить на тему толерантности в США, иногда было прямым цитированием слов Владыки. Приходилось констатировать этот факт на встречах, когда речь заходила об абортах, о том, насколько иной раз сектантский образ мышления и нравственные нормы, которые распространены в мире сектантства, становятся привычными в нашем обществе. Здесь мы находим полную поддержку со стороны мусульман, у которых такая же точка зрения на эти вопросы.
           - Отец Флавиан, в Америке Вы заметили какие-то проявления толерантности? В обыденной жизни это наблюдается?
           - В обыденной жизни в США гораздо больше любят иностранцев, чем в России. В детстве мне иностранец казался жар-птицей, которую хотелось потрогать, посмотреть на неё. 'О, иностранец, с другой планеты человек!' Сейчас наша область коснулась проблемы вынужденных переселенцев, мигрантов, которые хотят найти у нас работу. В основном это выходцы с юга, но они ведь тоже иностранцы.
           - Но мы не воспринимаем их как иностранцев, а именно как беженцев, и толерантности к ним не проявляем.
           - Да, тут у нас уже другая точка зрения, мы к южанам относимся как к нежелательным. Бывает и к западным иностранцам отрицательное отношение: 'Вы России хотите причинить вред'.
           К нам относились доброжелательно, добродушно. В Вашингтоне был интересный эпизод, когда мы фотографировались около Национального Собора, и на секунд 20 перекрыли проезжую часть. Кто-то потом заметил, что возле нас вынужденно остановилась машина, и женщина за рулём терпеливо ждала и улыбалась, - тогда как россиянка бы сигналила и хмурила брови. Бывали встречи и на улице, и в магазинах: кто-нибудь подойдёт и с улыбкой спросит: 'Вы грек?' Приходилось объяснять, насколько я знал английский язык, что я русский православный священник, а в ответ всегда: 'Мы Вас приветствуем'.
           - То есть толерантность к православному священнику американцы проявляли?
           - Вы знаете, не только к православному священнику, а ко всем членам нашей группы. Когда готовили нас к этой поездке, в консульстве говорили, что в Америке любят принимать иностранцев. В Америке существует добровольное движение, так называемое 'волонтёрское'. Эти люди жертвуют своим временем, не получают за свой труд оплаты, делая общественно важное дело: будь это для чести и имиджа страны, будь то забота о вынужденных переселенцах, забота о бедняках, - т.е. самые разные проявления заботы. Это национальная традиция Америки.
           Мне в теме нашей поездки была более интересна первая часть - это общественная активность. И на всех встречах я всегда задавал вопрос об общественной активности, о том, каковы традиции и истоки этой активности. И всегда получал ответ, что это традиционная ценность американского общества. Ведь Америка - общество переселенцев, и поток мигрантов не прекращается.
           - То есть общество чувствует силу, влияет на какие-то процессы?
           - Да. И сами переселенцы являются людьми гораздо более активными, чем осёдлые.
           - Им нужно завоевать своё место под солнцем.
           - Конечно. У нас как? - Я вспоминаю свою покойную бабушку, которая мне всегда говорила: 'Смотри, где родился, там и пригодился'. Мне это нравоучение очень нравится, и я стараюсь ему следовать. Я родился в городе Екатеринбурге, живу и стараюсь сделать что-то полезное для людей нашего города, и для меня это что-то обыкновенное, традиционное. То, что я впитал с молоком моей матери, и это научение моей бабушки. А в Америке по-другому, там дети стараются как можно быстрее отделиться от своих родителей, учиться в университете в другом городе, проходить практику в другом городе, находить соответственно работу в другом городе. У них норма жизни, что родители, воспитавшие своих детей, начинают больше внимания уделять общественной активности в той или иной области.
           - Отец Флавиан, Америка страна католическая. У нас в обществе говорят, что позиции католичества ослаблены, люди верят в Бога потребительски: 'Что мне Бог может дать конкретно, чтоб мне жилось на Земле лучше?'. Пустеют храмы, люди не ходят на богослужения, потому что нужно совершить усилие над собой. Вы там побывали, Вы наверняка были в храмах. Что Вы можете сказать?
           - Насколько я понял, Америка - страна многоконфессиональная, но всё-таки там преобладают самые различные, раздробленные между собой, несогласные между собой, или лишь не спорящие между собой протестантские деноминации. Мир протестантизма пёстр, разнообразен, и многие протестантские организации, называемые церковью, разделяют учения, которые называются 'теологией процветания'. Это учение подразумевает, что если человек достиг какого-то успеха, какого-то определённого уровня карьеры, какого-то чисто материального достатка, авторитета в обществе, значит этот человек - угодник Божий и Господь благословил его на все материальные, общественные и иные завоевания, и значит, к этому человеку можно обращаться за советом и он может поделиться своим видением, как он этого достиг. А если человек ничего особенного не достиг, значит, этот человек грешный и ему нужно совершенствоваться. Как? - Устремиться достичь благосостояния, чтобы все окружающие люди поняли, что это и есть праведность. Для нас это чрезвычайно странное учение, но оно характерно и подходит к общей идеологии капиталистической страны, где одним из национальных негласных лозунгов является зарабатывание денег. 'Деньги, деньги, давайте заработаем их как можно больше, чтоб было радостнее нам и сытнее нашим потомкам'.
           - Фраза 'О кей', наверное, оттуда: человек хочет показать, что он чего-то уже достиг и у него всё в жизни хорошо.
           - О, да, конечно, в Соединённых Штатах манеру себя подать человек впитывает с самых ранних лет. Если человек хочет сделать карьеру, естественно, он должен иметь какое-то мнение о себе и добиться, чтобы другие были тоже о нём высокого мнения. Нам приходилось с этим встречаться. Но, с другой стороны, США - это страна, в которой всё по-разному. В общем и целом преобладает протестантизм. Нью-Йорк в большей степени католический город, так как зачинатели города были католики, и поэтому в Нью-Йорке преобладает римокатолическое исповедание. В этом городе огромный Собор святого Патрика - один из самых больших католических соборов в мире, очень красивый готический собор.
           Как католики относятся к своему католицизму? Можно привести очень интересное наблюдение. Пока мы пребывали в Вашингтоне, была 'пепельная' среда, - это начало римокатолического Великого поста, - и на улицах столицы можно было во множестве встретить римокатоликов, которые ходили с пепельными крестами на лбу.
           - Только атрибут, наверное, взяли?
           - Это обряд, который совершается в этот день. Священник, епископ погружает палец в пепел и рисует на лбу прихожанина крест - как знак покаяния, люди носят его целый день, не смывая. Мы встретились с представительницей этой организации (не помню её точное название, но организация стремится к тому, чтобы была справедливость). Эта женщина - бывший сенатор, по вероисповеданию римокатоличка, происхождением из Польши, у неё на лбу был пепельный крест. И нам было приятно, что эти знаки напоминают нам о кресте, люди этими знаками гордятся и носят их на лбах.
           - Внешний пост они начали соблюдать, но не известно, как это будет внутренне.
           - С другой стороны, этот же самый обряд произвёл другое впечатление, - когда я вечером включил телевизор и увидел какую-то развлекательную юмористическую передачу. Ведущий этой программы был католик, и у него на лбу был этот пепельный крест. Было странно видеть человека с крестом на лбу, который вызывал своими репликами смех, хихикал и кривлялся. Было неприятно видеть такое явление.
           - Отец Флавиан, какой главный вывод Вы вынесли из поездки? Вы впервые были в США?
           - Я из дальнего зарубежья был только в Израиле, когда Владыка Викентий благословил меня участвовать в поездке под его водительством для обретения Благодатного огня в Великую Субботу два года назад. И вот поездка в США. Больше за рубежом я нигде не был, так что сравнивать мне особенно не с чем.
           - Ваше мнение об Америке изменилось?
           - В общем и целом - нет. Кое-что я знал и слышал, кое о чём читал, кое-какие представления об этой стране уже были. Двадцати одного дня для того, чтобы удовлетворить своё какое-то естественное человеческое любопытство, было вполне достаточно. Хватило бы гораздо меньшего срока, потому что я уже начал скучать по России, по своему монастырю, по всем своим ближним и дальним знакомым, и хотелось вернуться в Россию поскорее. Но, как говорится, 'взялся за гуж, не говори, что не дюж', приходилось терпеливо сносить и, иной раз, утомительные встречи.
           Было приятно узнать, что Америка - это страна с большим разнообразием, чем то, что я думал. До этой поездки я мог рассуждать об американской культуре, исходя из той информации, которой я обладал. Сейчас я могу сказать, что американской культуры, как чего-то общего и целого, не существует. Сейчас в Америке существует популярная теория 'салата', по этой теории всё культурное многообразие напоминает салат, который сам по себе вкусен и каждая из составляющих этого салата тоже по-своему вкусна. Там есть религиозное многообразие, и очень было приятно увидеть и почувствовать Православие. Оно в Америке присутствует, как одна из составляющих этого религиозного многообразия. Приятно, что истина там тоже присутствует, и люди там тоже стремятся к истине. Мы были в Вашингтоне и в Нью-Йорке в православных храмах. Эти встречи были наиболее запоминающимися.
           - Толерантность и терпимость, о которой мы сегодня говорили, мы должны проявлять не только к нашим соседям, но и к тем, кто живёт на других континентах. Потому что и у них можно взять что-то полезное для нас, а им - у нас чему-нибудь поучиться.
           - Да. Дорогие братья и сёстры, будем стремиться к толерантности в том понимании, в котором она доступна нам, православным христианам, будем открыты друг другу, будем вступать в диалоги, будем помнить, что самое главное предназначение - это спасение и избегание греха, в чём бы он ни проявлялся. Грех ненавидь, а грешника люби - такое назидание должно быть для нас актуальным в связи с этой темой.

           С иеромонахом Флавианом (Матвеевым) беседовала журналист Полина Митрофанова. Расшифровка аудиозаписи - Илья ЦЫГАНЦОВ

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.