ОБЩЕСТВО "ТРЕЗВЕНИЕ" АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО ХРАМА ВОЗРОЖДАЕТ СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ БОРЬБЫ ЗА НАРОДНУЮ ТРЕЗВОСТЬ.

          Екатеринбург, 11 апреля, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". Православное общество "Трезвение" было создано в Екатеринбургской епархии в 1995 году. Пожалуй, не все знают, что это общество - прямой продолжатель борьбы за народную трезвость, начало которой было положено еще в XIX - начале ХХ века.
          Созданные в то время в Екатеринбургской епархии общества трезвости помогали бывшим страждущим возвратиться к нормальной жизни. Их деятельность была настолько успешной, что на собраниях Епархиального Комитета обсуждался вопрос о расширении деятельности обществ. Рекомендовалось, кроме молебнов, Крестных ходов и чтений организовывать народные хоры, открывать воскресные школы для взрослых, популяризировать пчеловодство, огородничество, садоводство, устраивать обучение различным ремеслам.
          Кроме обетов трезвости, были предложены для Екатеринбургской епархии следующие меры: неустанная церковная проповедь о трезвости; распространение брошюр, листков трезвости; чтения и беседы "со световыми картинами" и общее пение; беседы-предупреждения о недопущении разгула в храмовые праздники и при свадебных торжествах; всенародные моления с Крестными ходами; утверждение трезвости в школах; увещевание содержателей тайных шинков.
          Общества трезвости были открыты во многих селах: Кунгурском, Арамильском, Басмановском, Щелкунском, на заводах: Нижне-Синячихинском, Сысертском, Полевском, Шуралинском, Нижнее-Тагильском, Богословском. Например, Нижне-Тагильское общество было основано в 1890 году по образцу Санкт-Петербургского общества трезвости и даже много лет пользовалось субсидией Кронштадтского пастыря отца Иоанна Сергеева. Также общество трезвости в Шуралинском заводе было основано на пожертвование отца Иоанна Кронштадтского. Общество имело свое здание, библиотеку, чайную. Лучшим по деятельности на 17 ноября 1910 года было признано Арамильское общество, окормляемое священником Поповым, которое было создано им в 1906 году и к 1910 году насчитывало около 2000 человек.
          17 октября 1910 года состоялось открытие комитета общества трезвости в Верх-Исетском заводе. Своим небесным покровителем общество избрало святого благоверного великого князя Александра Невского. На В начале своей деятельности общество насчитывало 27 трезвенников. Общество так развило свою деятельность, что к октябрю 1913 года в списках трезвенников числились уже 4 274 члена, в том числе мужчин - 3 841, женщин - 433.
          За два года деятельности было проведено - 178 народных чтений, в них приняло участие примерно 26 430 человек. Добрая слава о деятельности общества разнеслась далеко за пределы губернии. Отовсюду шли и ехали, чтобы записаться в члены общества и дать обет трезвости (из окрестных сел и заводов, из Красноуфимского и Шадринского уездов, из Тюмени). При Верх-Исетском обществе трезвости работала чайная, действовала небольшая библиотека. Верх-Исетские трезвенники поддерживали связи с единомышленниками из ближайших сел и деревень. Представители общества и хор трезвенников выезжали на богослужения и беседы в Палкино, Арамиль, Медный рудник.
          У себя на ВИЗе Александро-Невское общество трезвости вело борьбу с виноторговлей и сумело добиться того, что 26 января 1914 года на сходе населения завода решено было закрыть все винные и пивные лавки.
          Также плодотворно работало и Симеоновское общество трезвости. Оно было основано 11 февраля 1911 года при Симеоновской церкви. Помещалось общество в доме Гаврилова по Луговой улице. Руководителем и председателем общества стал священник Александр Лукин. В 1913 году перед Министерством финансов возбуждено ходатайство об оказании денежной помощи обществу в 20 тысяч рублей на постройку собственного народного дома с аудиторией на 600 человек, с помещением для чайной и библиотеки. Народ с большим вниманием и интересом относился к чтениям и охотно посещал собрания, особенно в дни Великого поста, времени сугубого покаяния и нравственного обновления.
          Священнослужители своим примером трезвой жизни и проповедями поддерживали трезвенников. Так утверждали трезвость в православных обществах, где условиями исцеления были прежде всего покаяние, молитва, чтение святого Евангелия, церковные таинства.
          В церковно-приходских школах вводились специальные уроки трезвости, создавались учебные пособия, написанные священниками.
          Трезвенники приняли решение проводить на екатеринбургской фабрике Ятес народные чтения с показом туманных картинок о вреде пьянства. С 29 января 1912 года эти чтения начали проводить регулярно. Как правило, они состояли из священно-исторического сюжета и рассказа, изображающего безобразие пьяной жизни или пользу трезвой. Первый раздел вел священник, а второй - разные лекторы: присяжные поверенные окружного суда, учительницы, трезвенники.
          Общества трезвости были открыты во многих заводах. В составе Нижне-Исетского общества было 400 членов, в Березовском - 35, в Пышминском - 18.
          С 1910 по 1913 год в Екатеринбургской епархии было создано много сельских обществ трезвости. Сельские священники сами старались подавать пример трезвости. При каждом удобном случае они говорили о вреде пьянства. Во время праздничных посещений домов прихожан они не позволяли себе принимать угощение спиртным.
          В Шуралинском районе вся интеллигенция и все волостное начальство "оставили совершенно все спиртные напитки".
          С 1910 года в селе Леневском существовало общество трезвости. Благодаря влиянию трезвенников в трех селениях прихода были составлены особые документы о трезвом проведении храмовых праздников. Общество насчитывало к середине 1912 года. 300 членов. Оно имело собственную библиотеку, проводило религиозно-нравственные беседы среди прихожан, которых насчитывалось в селе более 4 тысяч человек. Среди прихожан была развита благотворительность. Более состоятельные делились своим достатком с бедняками. Накануне больших праздников к домам бедных приносили муку, масло, чай, сахар, крупу. В 1911 году в селе были проведены две трезвые свадьбы. Было подсчитано, что "вместо 5-ти ведер водки на 45 рублей, было выпито 5 ведер фруктовой воды на 10 рублей и не получилось никакого греха и безобразия".
          Особо выдающейся можно назвать деятельность священника-трезвенника Николая Попова, который подавал личный пример трезвой жизни. В обществе трезвости села Арамильское числилось 3 000 членов. Как духовенство, так и прихожане, были полностью убеждены в благотворном влиянии трезвости на общественную, религиозную и семейную жизнь.
          В маленькой деревеньке Владимирской, на озере Балтым, общество трезвости было создано в феврале 1911 года, в ознаменование 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости. За два года существования общества, в селе половина взрослого населения стало трезвенниками. Да еще и повлияло на соседей - селение Медный Прииск, 60 человек жителей которого пожелали записаться в общество трезвости.
          Благоприятно складывались дела в Дерябинском приходе Верхотурского уезда, Кушвинском заводе, в деревне Пышминской Мостовской волости, в селах Верхне-Исетском, Нижне-Исетском, Мостовском, в селе Обуховском Камышловского уезда:
          В "Екатеринбургских Епархиальных новостях" за 1914 год ? 4 за 26 января в статье священника Василия Топоркова "Проповедь совершенной трезвости - священная обязанность пастыря Церкви" говорится: "Благодаря неусыпной деятельности приютившихся под сению святых храмов обществ трезвости, которые скромно на местах делают свое просветительское дело, подготовляются в членах тех обществ верные слуги Царя и послушные чада Православной Церкви. Дай Бог, чтобы огонь горячей любви и святой ревности о благе народном горел во всех деятелях на поприще утверждения трезвости".
          Общества трезвости играли традиционно важную роль в российских городах и селах. Это были добровольные, самоорганизующиеся ассоциации верующих, которым было присуще начала самоуправления.
          Так за короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала в себя непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций и бесед, открытие библиотек и специализированных книжных лавок, создание воскресных школ, обучение желающих церковному пению, устроение паломничеств, Крестных ходов, создание противоалкогольных выставок, организацию трезвенных чайных и столовых. До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавалось 32 журнала.
          Процесс возрождения жизни по нравственным идеалам невозможен без восстановления порушенных традиций. В продолжение традиций, сложившихся в России в старину, в настоящее время при церковных приходах создаются общества трезвости. Возрождая старые русские традиции, в 1995 году в Екатеринбурге было создано православное общество "Трезвение".

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА ?11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.