ИНТЕРВЬЮ ЕПИСКОПА БЕЛОСТОКСКОГО И ГДАНЬСКОГО ИАКОВА (ПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ) В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

           - Владыка, Вы приехали в нашу Епархию из Польши на конференцию 'Семья и будущее России'. Вначале хотелось бы обозначить, что Польша - страна с сильнейшими позициями католицизма, влияние которых на политическую жизнь страны трудно переоценить. Но тем не менее и Православие в Польше уходит своими корнями в глубокую древность. Это ещё IX век, братья Кирилл и Мефодий, которые принесли свет Христианства в польскую землю. Сегодняшняя Православная Польша - это 6 епархий, 8 епископов, Богословская Академия, Духовная семинария, у вас есть свои радио и телевидение, - то есть позиции Православия достаточно крепкие. Как удаётся вам не только сохранять, но и усиливать позиции Православия в этом, по сути католическом, мире?
           - Если говорить в правовом отношении, то мы имеем те же условия, которые имеет и Римо-Католическая Церковь, но мы, конечно, находимся в более трудных условиях. Во-первых, власти не так относятся к нам, как к католикам. Но Церковь отделена от государства, и поэтому все равны, хотя если чиновник является членом Римо-Католической Церкви, то её интересы будут его сердцу ближе, поэтому мы часто сталкиваемся с тем, что дела наши решаются дольше и с большими трудностями, нежели у католиков. Тем не менее, мы имеем все те права, которые имеет Римо-Католическая Церковь.
           Другой фактор - это численное соотношение: в 38-миллионной стране нас всего 500-600 тысяч, тем более, что это население разбросано по всей Польше.
           Наша епархия вещает на своём радио, но телевидением мы пользуемся тогда, когда нам предоставит время общественный канал.
           - Владыка, Вы возглавляете епархию, где процентное соотношение православных достаточно велико. Несколько слов скажите, как живёт Ваша Гданьская и Белостоцкая епархия, какие проблемы, какие прихожане у Вас?
           - Когда я здесь учился и говорил, что я православный, люди удивлялись, что в Польше есть православные христиане. Да, есть. В Белостоке православных около 30% населения, есть даже сёла возле Белостока, где православного населения доходит до 95%. Есть и другая часть епархии, ближе к Гданьску, где очень мало христиан православных. Гданьск - это большой город, но в нём всего один храм, а прихожан 400 человек. Поэтому мы строим нашу жизнь и функционирование наших приходов так, чтобы более сильные приходы финансово помогали приходам слабым.
           - Приходская жизнь у вас достаточно крепкая, православные храмы, удивительные по красоте, в основном строятся за счёт пожертвований прихожан. Люди православные очень активны в Польше, они знают, что им нужно свои позиции удерживать.
           - Да, когда мы составляем меньшинство, это меньшинство осознаёт, что нужно заботиться о том духовном наследстве, которое имеет и должно сохранять. Очень многие ценят веру свою Православную.
           За последние 20 лет у нас построили довольно много храмов. Храмы не так быстро строятся, как у вас: я видел Храм-на-Крови, он построен за 2 года, - у нас чуть больший строился почти 20 лет, потому что это на пожертвования верующих.
           Нужно сказать, что в Польше приходская жизнь не была так разрушена, как на территории Советского Союза, потому что до Второй мировой войны Церковь занимала довольно сильную позицию, приходская структура сохранилась даже через весь период коммунистического правления. Каждый приход имел свою территорию, в городе определённые улицы принадлежали этому приходу, вёлся учёт. Верующие, принадлежащие к этому приходу, должны были крестить своих детей в этом приходе, венчаться в этом приходе. Священник посещал своих прихожан 1-2 раза в год. Поэтому понимание принадлежности к приходу у нас сохранилось, и я считаю это большой ценностью.
           - Порядка 150 храмов за межвоенный период было разрушено, восстановить и построить новое намного сложнее, - но тем не менее храмы строятся и жизнь идёт. В Вашей епархии ежегодно из католицизма в Православие переходит около 40 человек.
           - Это связано с разными причинами, одной из которых является заключение брака. Случается, когда католик вступает в брак с православной, он решается принять Православие. Но это менее ценное принятие Православия: часто тот человек до конца не осознаёт, что он делает, и в будущем относится к вере индифферентно. Но есть и те, которые осознанно принимают Православие, читают книги, - но их намного меньше. На Западе это происходит в большем масштабе, в Польше меньше, т.к. сложился стереотип, что полноценный поляк - это католик.
           - Владыка, Вы приехали в Екатеринбург в первую очередь на конференцию 'Семья и будущее России', Вы рассказывали о Вашем опыте работы с молодёжью в Польше. У вас есть организация 'Синдесмос' - Всемирное братство православной молодёжи. Как работает эта молодёжная организация, как работают православные молодёжные братства на территории Польши? Проблемы молодёжи - это общие проблемы. Как Вам удаётся их решать?
           - 'Синдесмос'- это международная организация, и наше братство входит в её состав. У нас есть общепольское братство, епархиальные братства и приходские братства. Они образовались ещё в то время, когда началось потепление в политическом смысле. В Польше после 1980 года начали организовывать лагеря, паломничество, разного рода встречи. Когда ввели преподавание Закона Божьего в школах, возникла опасность, что ученики будут воспринимать его как один из школьных предметов, относиться к нему по-другому, чем когда он преподавался при храме. Поэтому наши братства, существующие при приходах, восполняют недостающее. Молодёжь может встречаться, побеседовать со священником, организовать паломничество, какое-либо мероприятие.
           - Владыка, а много молодёжи среди прихожан в Вашей епархии?
           - Процентно одинаково - бабушек, взрослых, молодёжи и детей. Но активность молодёжи гораздо больше, а после политических перемен эта активность была намного сильнее, чем сейчас. В коммунистическое время Церковь воспринималась как некоторый островок свободы, правды. И сразу после политических перемен очень многие тянулись к Церкви, Закон Божий в школах в 1989 году воспринимался с большим энтузиазмом. Сейчас энтузиазма стало поменьше, нет уже такой поляризации в обществе, и мы встречаемся с определёнными трудностями.
           - Владыка, в обычных средних общеобразовательных школах преподаётся Закон Божий, - притом, что и католические священники, и православные преподают свои предметы. И это всё естественно и правильно воспринимается?
           - Да. Потому что это инициатива от общественности. У нас в стране Закон Божий вёлся до 1956 года, люди ещё не успели от этого отвыкнуть, многие родители учили Закон Божий в школе. Если общество считает, что их детям нужно изучать Закон Божий, как и другие предметы, - то что этому препятствует? Он также преподаётся в школах.
           - Владыка, расскажите об основных проблемах польской молодёжи. Мы говорим об отсутствии целомудрия у молодых в России, о таких бедах как наркомания, компьютерные игры, гражданские браки. Как обстоят дела в Польше с демографическими проблемами? Сколько детей в ваших семьях?
           - Трудно сказать о масштабе проблем, с каким вы встречаетесь здесь, но с теми же проблемами и мы встречаемся. Но проблемы нецерковного брака у нас нет, у нас все заключают церковные браки. По закону сейчас происходит так: брак заключается в Церкви, священник заполняет определённый документ, который передаётся в ЗАГС, и это считается как законный брак, воспринимаемый государством.
           С проблемами наркомании, распущенности мы также встречаемся, пытаемся на встречах, на уроках Закона Божьего объяснить, что это не нормальная жизнь, - но всё-таки это существует.
           С демографическими проблемами мы также сталкиваемся. Низкая рождаемость, - сейчас в среднем на семью приходится один ребёнок.
           Многие люди уезжают из страны на Запад. Это связано и с экономическим, и с политическим положением Польши. В коммунистическое время женщина рожала и не боялась потерять работу, была социально защищена. А сейчас часто случается так, что когда девушка устраивается на работу, её спрашивают: 'Вы собираетесь рожать в ближайшие 2 года?' Если да, то её не принимают. На Западе уже сложился образец, что детей должно быть немного, чтобы обеспечить им хорошее воспитание, экономическую сферу жизни. Боятся и за своё экономическое положение.
           - Владыка, на Ваш взгляд, православные молодёжные братства насколько могут повлиять на изменение ситуации в молодёжной среде, изменения отношения к духовности, к православной жизни? Могут ли они внести в свою же среду иное отношение к жизни?
           - Когда я встречаюсь с лидерами братств, я всегда говорю, что проповедовать Евангелие - это не только обязанность священника, но и каждого. Поэтому обязанность православного молодого человека - привести других к жизни церковной.
           Конечно, трудно сказать, какая была бы обстановка, если бы этих организаций не было (братство работает уже более 30 лет), но они пытаются по-своему привлечь других молодых людей к жизни церковной. Очень важным является то, чтобы молодые люди учились жизни церковной, участвовали в богослужениях. Мы не осознаём, что для нашей жизни нужна благодать укрепляющая, освящающая нас, которую мы получаем посредством молитвы и участия в богослужениях. Очень важно, чтобы семья была здоровой: если дети будут верующими, все другие проблемы исчезнут.
           - Владыка, Ваши впечатления о прошедшей конференции: насколько важны подобные мероприятия, проводимые Церковью и общественными организациями для решения проблем молодёжи?
           - Всегда многие хорошие мысли рождаются в дискуссии, во время обсуждения. Каждый представляет их со своей стороны и пытается, говоря о проблеме, найти ответ. А проблема семьи - это общая проблема, потому что, если мы воспитаем одного человека, - будет здоровая семья, а если будет здоровая семья, - то будет здорово и общество, и государство.
           - Владыка, Ваши впечатления о Екатеринбургской епархии.
           - В Екатеринбурге я в первый раз, и я поражён плодотворностью работы в этих условиях. У нас государство создало лучшие условия, чем здесь. У нас платят преподавателям Закона Божьего, капелланам, которые работают и в местах заключения, и в госпиталях, и в армии. Таким образом, Церковь создала свои социальные организации, приюты по воспитанию детей из трудных семей, и государство в этом помогает. Когда я приехал в Екатеринбург и слышу, что государство не помогает в деятельности Церкви, я удивился, сколько смогла сделать Церковь за этот краткий период.
           Вчера мы посетили приют для девочек при Ново-Тихвинском женском монастыре. Я узнал, что это один человек решился создать и содержать его, - даже при наших условиях в Польше такое немыслимо. Это жертвенность людей, и очень сильная вера. Я думаю, что никто не имеет таких условий, какие созданы для этих девочек, как о них заботятся. Это очень важно в нашей жизни, в жизни Церкви.
           - Спасибо Вам, Владыка, большое, что Вы сумели за короткое время рассказать нам о жизни в Польше, мы сумели понять, что проблемы у нас одинаковые, что все мы братья и сестры во Христе. Мы живём одной задачей, - духовно возродить наши страны.
           - Для верующих нет границ.
           - Благословите, Владыка:
           - Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

          С епископом ИАКОВОМ беседовала журналист Полина МИТРОФАНОВА. Расшифровка аудиозаписи - Илья ЦЫГАНЦОВ

           Программа 'Архипастырь' выходит на епархиальной радиостанции 'Воскресение' - в 14.20 и 20.20 по вторникам.
           На телекомпании 'Союз' (в Екатеринбурге - 21 канал) по средам - в 17.30, четвергам - в 12.00,субботам - в 16.30 и воскресеньям - в 12.00 и 19.30.
           Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону: (343)217-93-38.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.