':ИЖДИВЕНИЕМ ДОБРОХОТНЫХ ЖЕРТВОВАТЕЛЕЙ ОСНОВЫВАЕТСЯ ЦЕРКОВЬ:'

Из истории храма в честь Святой Живоначальной Троицы на Шарташе

          'Если бы кому-нибудь вздумалось представить прошлое Шарташа, его историю, то для этого нужно затратить немало труда и времени, и в результате получилась бы книга почтенных размеров. За свое полуторастолетнее с лишком существование Шарташ переиспытал много горя, вынес на своих плечах массу невзгод:'.
          Этой цитатой из 'Екатеринбургской недели' за 1883 год открывается публикация в 'Екатеринбургских епархиальных ведомостях'1889 года, под названием 'Село Шарташ и его православный храм. (Екатеринбургского уезда)'.
          Точная дата основания шарташского селения неизвестна, однако в одной из статей знаменитого уральского историка Наркиза Константиновича Чупина сказано следующее: 'В 6 верстах от Екатеринбурга находится озеро Шарташ, бывшее довольно рыбным. Когда началось строение Екатеринбурга, при этом озере уже существовал небольшой поселок, о котором в архивных делах в первый раз упоминается в ноябре 1722 года'.
          Современные исследователи считают, что поселение на берегу Шарташа образовалось приблизительно в 1682 году, староверами из-под Москвы, из Тулы, из Выгорецких обителей, с реки Керженец. Благодаря последней старообрядцы на Урале получили название 'кержаков'. Как говорит предание, в Шарташской слободе поселились и бунтовавшие в Москве стрельцы.
          Новопоселенцы занимались 'приисканием руд', сельским хозяйством, торговлей 'всяческими припасами', работали на казенных заводах; осваивали кожевенное ремесло, салотопление, рыбную ловлю.
          К 1833 году, времени, когда в составе Пермской епархии Русской Православной Церкви было учреждено Екатеринбургское викариатство, число старообрядческих дворов в Шарташской слободе доходило до четырехсот.
          Поселение очень быстро разрасталось и богатело. Местные купцы торговали с Верхотурьем, Нижним Новгородом, Подмосковьем, участвовали в знаменитых ирбитских ярмарках. Многие шарташцы строили дома в Екатеринбурге, переходили в мещанское или купеческое сословия, становились крупными купцами и промышленниками. Члены знаменитых купеческих династий Рязановых, Казанцевых, Харитоновых, Толстиковых избирались на должность екатеринбургского городского головы. Твёрдые в своих убеждениях староверы постепенно все же склонялись к единоверчеству.
          В 1824 году Урал с высочайшим визитом посетил император Александр I. Направляясь из Екатеринбурга в Березовский завод, императорский кортеж сделал остановку в селении Шарташ. Местные жители почтительно приветствовали государя и просили императорского высочайшего позволения установить крест на существовавшей в селе единоверческой часовне.
          Из поколения в поколение передается легенда о том, что император Александр I побывал в двух шарташских старообрядческих часовнях, располагавшихся по правую и левую стороны от того участка земли, где ныне стоит церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, тем самым как бы 'предопределив' место строительства православного храма.
          Начиная с 1828 года, Шарташское село посещают православные миссионеры - священнослужители Пермской епархии. По материалам 'Екатеринбургских епархиальных ведомостей', миссионеры 'начали свои действия энергично'.
          В 1834 году императору Николаю Павловичу 'благоугодно было повелеть, чтобы в Пермской губернии устроить два единоверческих монастыря, из них один - женский - устроить в Шарташе, на 50 человек, с наименованием его Шарташским Казанским девичьим единоверческим монастырем'.
          Для постройки будущего монастыря екатеринбургский купец Верходанов готов был подарить землю вблизи озера Шарташ. Предполагалось отвести монастырю 100 десятин пахотных и сенокосных угодий, отдать для ловли рыбы четыре озера в Екатеринбургском уезде, отвести в собственность несколько десятин леса; кроме того, купить для девичьей обители мельницу Черепанова, устроенную на реке Сысерти.
          В 1849 году на средства Горного ведомства в Шарташе была построена каменная часовня, впоследствии преобразованная в храм. 17 июля 1892 года храм был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. С того времени в селе образовался самостоятельный православный приход (до 1857 года жители Шарташа были приписаны к приходу екатеринбургского собора во имя Святой Великомученицы Екатерины, а с 1857 по 1862 год - к Пророко-Илиинскому приходу Березовского завода). При церкви несли служение священник и псаломщик, церковный староста, просфорня и сторож на жаловании.
          Однако в первые десятилетия своего существования церковное здание имело вид скорее волостного правления или заводской конторы. Вот как описывают его 'Екатеринбургские епархиальные ведомости' в феврале 1889 года: 'Церковь эта (скорее дом) каменная с деревянной колокольней; при церкви же (другая половина) квартира и для священника.
          :Простая комната, перегороженная иконостасом и помещающаяся в простом обыкновенном каменном доме.
          :Белый каменный дом с входом в него посредине, и над этим входом на четырех столбах, стоящих на крыше, 4 колокола, и на крыше, прикрывающей эти 4 колокола, покосившийся, почерневший крест.
          :Деревянная колокольня на церкви покосилась, и ее придется снять, так как она от ветхости угрожает падением: Неотложно следует к храму пристроить колокольню с западной стороны, а с восточной стороны пристроить полукруглый алтарь; самые стены храма, чтобы отделить их от остального жилого помещения для священника, поднять на аршин или на 2, тогда храм этот будет иметь вид настоящего храма вполне, и на нем можно будет поместить три креста'.
          Газета обратилась с призывом к городским властям, духовенству и мирянам начать 'немедленное исправление и перестройку теперешнего храма села Шарташского'.
          В память чудесного события 17 октября 1888 года - спасения Государя Императора Александра III и его семьи при крушении поезда, было принято решение о капитальной перестройке молитвенного здания шарташского православного прихода.
          С началом обновления Свято-Троицкого храма 'Екатеринбургские епархиальные ведомости' опубликовали большую статью, озаглавленную 'Торжество 27 августа 1889 года в селе Шарташ Екатеринбургского уезда'.
          На призыв Его Преосвященства, Преосвященнейшего Поликарпа, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, об отыскании средств для расширения храма и придания ему благолепного вида, отозвались с сочувствием многие лица, явились жертвователи с деньгами и материалами. Хотя на первый раз этих пожертвований было недостаточно, чтоб довести до конца предполагаемую перестройку, но все-таки они дали возможность строительному комитету приступить к началу работ.
          27 августа 1889 года была вполне окончена кладка фундаментов под новый алтарь и новую колокольню.
          В этот знаменательный для Шарташа день совершена была Божественная литургия, которую 'служили соборно благочинный 2-го округа, священник Березовского завода А.Топорков, в сослужении местного священника о.М.Горбунова и священника Березовского же завода о.И.Беляева'.
          Во второй половине этого торжественного дня в село прибыл Преосвященнейший Поликарп, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, 'которым в сослужении отцов благочинных: 1-го округа протоиерея А.Луканина, 2-го округа священника А.Топоркова, и трех священников, протодиакона и двенадцати диаконов торжественно совершена была закладка вновь сооружаемых частей. Господу Богу было угодно, чтобы жители этого селения, никогда не видевшие Архиерейского служения, вполне могли видеть величие этой службы, тем более что она совершалась на открытом воздухе, на возвышении, так как фундамент для нового алтаря был выведен над землею почти на 2 аршина высоты'.
          За богослужением пел хор певчих Березовского завода под управлением слепца-регента.
          Стечение прихожан на торжественную Архиерейскую службу было очень значительным. Помимо самих шарташцев, в село пришли и приехали жители Екатеринбурга Березовского и Пышминского заводов. Вместе с Архиереем и духовенством они прошли Крестным ходом вокруг храма, к месту закладки фундамента нового алтаря. Во главе Крестного хода, в числе других святынь, несена была икона cвятого преподобного Сергия Радонежского, присланная в начале 1889 года в дар шарташской церкви обер-прокурором Священного Синода К.П.Победоносцевым.
          'При совершении закладки в основание престола был поставлен приготовленный по чиноположению деревянный крест, для чего священникам пришлось спуститься на значительную глубину; в стену же, обращенную к востоку, вложен камень с вырезанным крестом и надлежащей надписью, что 'церковь основывается во имя Святой Троицы и в память чудесного события 17 октября 1888 года иждивением доброхотных жертвователей'.
          Сразу же после укрепления креста во рву на месте будущего нового престола окружающие стали кидать туда деньги, и таким образом собралась сумма, по тем временам значительная - 57 рублей с копейками. Многие женщины вместо денег жертвовали вещи - новые полотенца, шелковые платки, шали. Некоторые старушки просили достать из рва по маленькому кусочку извести от закладки, чтобы унести домой на память; другие бабушки начали носить на верх фундамента кирпичи, чтобы помочь своими посильными трудами рабочим. 'При этом одна из старушек заметила другой, зачем она носит только по два кирпича, надо, говорила она, по три, так как храм созидается во имя Святой Троицы'.
          Итак, совершилось при помощи Божией начало дела, - основание 'более приличному храму в таком селе, как Шарташ', было положено.
          Автор статьи о Шарташском торжестве, преподаватель Екатеринбургской женской гимназии А.Павлов, завершает ее такими словами: 'Вся надежда на то, что молитвами Святого Сергия Господь подвигнет сердца православных христиан любовию, и они внесут свою лепту на сооружение в селе Шарташ храма во имя Св. Троицы и в память чудного события 17 октября 1888 года'.
          Благочестивые уральцы не остались равнодушными к нуждам храма в Шарташском селе. Служащие и рабочие Императорской Екатеринбургской гранильной фабрики пожертвовали дорогой мрамор для закладного камня. Владелец типографии П.Я.Сапожников бесплатно напечатал 400 экземпляров листовок о сборе средств на обновление шарташского храма. Пожертвования деньгами и материалом принимались строительным комитетом Свято-Троицкой церкви, по адресу председателя комитета: Екатеринбург, Разгуляевская улица, дом Вандышева ?7.
          Тогда же, в 1889 году, возле основного здания храма был построен дом для церковно-приходской школы, где и начали обучать шарташскую ребятню Закону Божию, грамоте, арифметике, истории.
          О.Н.Тхоржевской, руководителю музея истории Шарташа, удалось отыскать в архивах имена священно- и церковнослужителей, окормлявших шарташских прихожан с 1874 по 1915 год.
          В 1874 году священническое служение в Свято-Троицком храме нес отец Константин Горбунов, церковным старостой был Александр Пестерев. В 1884 году настоятелем прихода стал священник Михаил Горбунов. С 1915 года в храме служили священник Сергий Максимов и псаломщик Михаил Васильевич Медведев.
          Свято-Троицкий храм был закрыт богоборцами в 1937 году. Все богатое убранство внутренней отделки - золотую лепнину, резные деревянные части иконостаса, иконы, кресты, киоты - погрузили на 3 воза, вывезли на берег озера Шарташ и закопали в землю.
          Опустевшее молитвенное помещение было передано военизированной пожарной охране. Колокольня высотой 27 метров была приспособлена под пожарную вышку, а затем и вовсе снесена. Многие годы в церковном здании располагались кинотеатр 'Луч' и местный клуб. В годы 'перестройки' здание было занято Екатеринбургским центром ремесел.
          В октябре 1995 года, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в администрации Екатеринбурга был подписан акт о передаче полуразрушенного церковного здания Екатеринбургской епархии. Указом Правящего Архиерея шарташский храм в честь Святой Троицы был приписан к приходу в честь Рождества Христова на Уралмаше.
          Восстановление церкви осуществлялось под руководством настоятеля Христорождественского прихода - митрофорного протоиерея Владимира Зязева и старосты Елены Анатольевны Шевченко. Сразу же после возвращения храмового здания в нем начались регулярные богослужения - сначала в небольшом помещении пристроя, а затем и в самом храме. Большой вклад в восстановление внесла семья коренных жителей Шарташа - Виктора Владимировича и Ларисы Александровны Контеевых. Заместитель главы города В.В.Контеев ныне руководит попечительским советом шарташского храма. Трудами попечительского совета, благотворителей, всех жителей поселка Свято-Троицкий храм постоянно благоукрашается.
          В 2000 году была завершена капитальная реконструкция церковного здания: сооружена и обустроена колокольня со звонницей из семи колоколов, произведена перепланировка и ремонт помещений, на 30-метровую высоту поднят главный крест, установлен великолепный иконостас и благолепные киоты для образов Покрова Пресвятой Богородицы и Крещения Господня.
          Гордостью шарташского храма является большая крестообразная купель для совершения Крещения полным погружением, сооруженная в 2001 году. Летом 2002 года была проведена реконструкция церковной территории: расширен прицерковный земельный участок, возведена красивая ограда, разбит небольшой сквер с дорожками и цветниками.
          Жители Шарташа любят свой храм. Сегодня это одно из красивейших церковных сооружений Екатеринбурга, привлекающее людей намоленностью, уютом и простотой.
          Дружная приходская община с радостью отмечает торжественные дни: престольный праздник Пресвятой Троицы, праздник обновления храма - день Покрова Пресвятой Богородицы, праздник Крещения Господня с освящением вод озера Шарташ. Праздничные молебны часто проходят на открытом воздухе: на озере, в сквере у храма.
          С 2002 года идут занятия в церковно-приходской школе, под руководством священника Сергия Прилипко, диакона Георгия Бусыгина, педагогов матушки Ольги Бусыгиной и Татианы Кривушиной.
          Есть и библиотека духовной литературы, созданная стараниями прихожан.
          Храм на Шарташе сотрудничает со старейшей в городе общеобразовательной школой ? 24. В младших классах еженедельно проходят уроки нравственности, организуются поездки школьников по святым местам Урала, создана группа по изучению основ православной культуры.
          Под особым попечительством Свято-Троицкого прихода находятся воспитанники детского приюта 'Гнездышко', влившиеся в состав учеников детской воскресной школы.
          Дружной семьей прихожане участвуют в паломнических поездках - в Верхотурье, Алапаевск, Тарасково, в монастырь на Ганиной яме, в екатеринбургские храмы.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.