ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА "АРХИПАСТЫРЬ" 4, 11 СЕНТЯБРЯ 2004 ГОДА).

Екатеринбург, 1 октября, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".

          - Владыка, мы встречаемся в канун праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Почему этот день называют праздником? Разве усекновение главы - праздник, и как можно веселиться в такой день?
          - Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с этим праздником. Этот день действительно считается праздником в нашей Церкви, который был установлен в память величайшего события в жизни Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Можно сказать о зле, что было совершено над этим святым пророком Божиим. Действительно, это трагедия. Святой Пророк поплатился за то, что обличил грех прелюбодеяния. Иоанн Предтеча много раз обличал, предупреждал, что Ироду не должно иметь жены брата своего Филиппа. За это царь гневался, так же Иродиада была недовольна, что ее обличают в этом грехе. Когда Ирод отмечал свой день рождения, дочь Иродиады, Саломия, танцевала перед гостями и всем угодила, в том числе и царю, и он в порыве высокого настроения сказал: проси, что хочешь, все отдам, даже до половины своего царства. Саломия по наущению своей матери потребовала голову Иоанна Предтечи. Очень страшно, когда мать советует дочери требовать отрубить голову невинному человеку. Это величайшее зло, за которое Господь сурово наказывает. Мы знаем по преданию: когда голова Иоанна Предтечи была уже отрублена, то язык еще пророчил Ироду о том, что не должно иметь жены брата своего Филиппа. Потом сама Иродиада исколола язык Иоанна и главу его бросила в нечистое место. Благочестивая жена домоправителя Хуза взяла главу Иоанна Крестителя и похоронила. Через некоторое время глава Предтечи была обретена для поклонения верующими.
          Смерть Саломии была ужасной. Кара Божия настигла ее: когда зимой Саломия переходила через реку, лед под ней провалился. И как когда-то плясала она перед гостями на балу, так и в этот момент ее ноги совершали последнюю, смертельную 'пляску' в воде подо льдом. Две острые льдины стиснули ее шею, отсекли голову от тела, и голова так и осталась плавать на льдине. Потом голову Саломии нашли и отнесли родителям. Самого Ирода в дальнейшем отослали в Италию, где он был умерщвлен. За то злодеяние, что они совершили в своей жизни, Господь очень строго наказал.
          Из этого страшного события мы видим: если человек не смотрит за собой, за своими поступками, то когда его начинают обличать, он гневается, раздражается. Озлобленность приводит к ожесточению души и к таким страшным грехам. Здесь есть еще и корыстолюбие, сребролюбие, властолюбие, что ожесточило и завладело сердцем Иродиады: она думала о богатстве, о славе, о чести. Когда Ирод обещал Саломии полцарства, то Иродиада была недовольна этим, она жаждала возыметь все царство. Именно поэтому она дала такой совет своей дочери, чтобы получить власть над всем. Ужасная картина усматривается в этом убийстве, в этом злодеянии.
          Мы, дорогие братья и сестры, должны извлечь нравственный урок из этого события. Корыстолюбие, сребролюбие, прелюбодеяние, властолюбие, блуд приводят к ожесточению сердца человека. Помрачается ум, и человек совершает такие преступления, что потом сам не понимает, каким образом сюда попал и что совершает. И сейчас мы видим стремление к обогащению, к блудодеянию и развращенной жизни, что приводит к помрачению ума. Человеком владеет уже бесовская сила, и под влиянием этой силы он совершает такие поступки, что всех поражает.
          Мы видели это совсем недавно, когда обрушился целый шквал террора. А преступление совершили люди, которые вышли из нашего общества, воспитаны греховной жизнью, жизнью порока, беззакония, блуда, греха, прелюбодеяния, разврата. Эти ожесточенные сердца способны на такие преступления, что поражают весь мир. Поэтому нам необходимо обратить внимание на нравственно-духовное возрождение нашего общества. Чтобы люди не черствели сердцами, не шли по пути жестокости, чему учит бесовская, горделивая сила зла, а руководствовались бы Божественной силой, которая приводит нас к истинной любви друг к другу, учит истинной сострадательности и совести. Много доброго приобретает человек, живя по заповедям Божиим. А жизнь по своим страстям приводит к очень тяжелым последствиям.
          Святая Церковь установила праздник в память жесточайшего преступления, совершенного по отношению к Иоанну Крестителю. Потому, что Церковь учит нас: претерпевший за правду, за истину, за веру в Бога, за Христа, получает большой венец радости, Царство Божие. Святая Церковь и люди, живущие на этой земле, радуются не страданиям Иоанна Предтечи, а его подвигу, терпению креста, что попустил ему Господь, чтобы получил он большую славу в Царстве Божием. Вот почему мы радуемся и отмечаем этот праздник. Ведь это празднование проходит не в каком-то увеселении. Это не плотское, но духовное веселье. Когда мы вспоминаем о Царстве Божием, о людях, что его достигли, мы воодушевляемся жить благочестиво, богоугодно и по заповедям Христовым, чтобы тоже достичь небесных обителей, что уготовал нам Господь Бог. Люди, достигшие такого совершенства на земле, имеют большое дерзновение к Богу. Мы просим их о заступничестве, чтобы по их молитвам Господь послал нам Свою милость, Свое благословение, Свою силу, чтобы мы тоже укреплялись в добродетельной жизни. Именно поэтому мы праздником отмечаем это событие. В знак того злодеяния, что было совершено по отношению к Пророку и Предтече Иоанну, Церковь установила праздновать это торжество строгим постом и молитвой. В знак трагедии, в знак печали. В то же время мы радуемся подвигу и духовной победе Иоанна Крестителя, который своим служением Богу и самой смертью достиг вечной радости в Царстве Божием.
          - Владыка, нашим слушателям и читателям будет интересно узнать о скором прибытии святых мощей преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Расскажите об этом событии и его значении.
          - Мы действительно будем иметь такую радость - прибытия святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Вы все прекрасно знаете житие Елисаветы Феодоровны, которая основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Это случилочь после смерти её мужа от рук террориста. Именно тогда уже террор и начался, и именно с него советская власть и начала существовать и строила свою власть именно на крови. Уже тогда пытались уничтожать добродетельных людей, - тех, кто созидал Россию, лишали жизни. Устрашали людей, чтобы народ был против власти, что тогда существовала. Когда поймали террориста, убившего мужа Елисаветы Феодоровны и заключили в темницу, преподобномученица Елисавета пошла к убийце с прощением и пыталась вразумить, чтобы он покаялся в своем злодеянии, исповедался пред Богом, участвовал в Таинстве Церковном, чтобы Господь простил его. Но этот человек был настолько ожесточен, что ничего не хотел делать для спасения своей жизни.
          В свое время, в дореволюционный период, Великая Княгиня была у нас на Урале, посещала Верхотурье, была у праведного Симеона, видела жизнь Церкви у нас в это время. С началом революции Елисавету Феодоровну сослали в Алапаевск. Местом ее заточения была напольная школа. Великая Княгиня могла ходить в церковь - в Троицкую, или в Екатерининскую, но существование ссыльных было нелегким. В одну ночь - 18 июля 1918 года, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару отвезли и бросили живыми в шахту, где пытались взорвать, и где они скончались мученической, страдальческой, страшной смертью. Когда пришла Белая армия, убиенных погребли в склепе. Когда же вновь наступали красные, то мощи мучениц по железной дороге повезли в сторону Китая, а от него в Иерусалим, в Святую Землю, где они и были похоронены.
          Сегодня преподобномученица Елисавета вновь прибывает к нам, уже прославленной, имеющей дерзновение к Богу просить даровать нам милость, помощь, заступление и исцеление в наших недугах. Мы будем иметь хорошую возможность покаяться и попросить прощения за то, что когда-то наши предки совершили это страшное преступление на нашей уральской земле, которая была обагрена и освящена мученической ее кровью. Будем молиться и просить прощения, чтобы Господь не попускал такую жестокость, что была в то революционное время, когда убивали невинных людей.
          Мощи преподобномученицы Елисаветы будут находиться у нас десять дней, с первого по десятое октября. Сначала они будут пребывать в Екатеринбурге, затем в Алапаевске, а потом мы перевезем их в Нижний Тагил, в Верхотурье. Так что святая преподобномученица снова побывает во всех тех местах, где была у нас при жизни. Все желающие могут посетить и приложиться к святым мощам, попросить прощения за наших предков. А также и за наш грех в том, что не воспитываем своих детей в духе нравственности, благочестия, духовности, поэтому они растут жестокими и безнравственными, принося тем самым вред, скорби близким и всем другим людям. Этим самым они уподобляются тем, кто совершал тогда злодеяние, убивая преподобномученицу Елисавету. Вспомним в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи и это преступление, когда сама мать толкала дочь совершить злодеяние.
          Я всех приглашаю быть участниками Крестных ходов, когда мы будем встречать мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары в Алапаевске, в Нижнем Тагиле, в Верхотурье и снова в Екатеринбурге, а из нашего города мы уже будем провожать на самолет преподобномучениц в обратный путь.
          - Поступил звонок: 'Владыка, скажите, что выше: антидор или крещенская святая вода?' - спрашивает раб Божий Николай.
          - Антидор для нас является великой святыней. Обычно тем, кто не причащается, давался антидор - та частица просфоры, откуда вынимается агнец Христов. Антидор - великая святыня, которую надо ежедневно потреблять после утреннего правила вместе с крещенской водой натощак. Это очень полезно и нужно.
          - Второй вопрос Николая: 'Что такое великодушие?'.
          - Великодушие - это величие человеческой души, которое мы должны стараться развивать в себе. Многие добродетели должна иметь каждая человеческая душа. Человек имеет душу, созданную Всевышним. Душа - богоподобное существо, которое может широко развиваться. В ней может вместиться много и много добродетелей, чем должна быть богата каждая душа.
          - Раба Божия Ольга спрашивает: 'На работе все знают, что я верующая, и особенно сейчас часто спрашивают: где твой Бог, почему Он допускает такие страшные вещи, которые творятся в мире? Я отвечаю, что на все воля Божия, - но такой ответ их не устраивает. Как мне объяснить им, почему творится такое зло?'.
          - Зло творится лишь потому, что озлобляются люди. И в этом виноват не Бог, а сам человек. Господь всем даровал свободную волю, при которой человек может сам выбирать себе путь, греховный либо богоугодный. Когда человек идет по бесовскому пути, то следствие этого пути как раз то зло, которое сейчас происходит. Святая Церковь и все священнослужители громогласно восклицают: оставьте грех, не живите по своей злой воле, но живите богоугодно и благочестиво, по заповедям Божиим, и тогда не будет этих тяжелых ситуаций в нашей жизни. Господь готов помочь нам в богоугодном житии, помочь нам удержаться от зла и жить добродетельной жизнью.
          Катастрофы - наводнения, землетрясения, те ужасы, что мы встречаем в своей жизни, - это свидетельство того, что человек впал глубоко в грех беззакония, грех безнравственности. Показатель того, что зло увеличивается и делает свое дело. Если мы будем жить добросовестно, в страхе Божием, в любви к ближним и друг к другу, то, конечно, такого у нас не будет. Господь всегда нам будет помогать, защищать, покрывать, благословлять. Если мы добровольно выбираем грех, то тем самым направляемся в сторону зла, а совершая его, мы совершаем волю дьявола, который принимает нас в свои руки и заставляет делать много зла друг другу, и этим самим себе вредить. Если мы отречемся от зла, от дьявола, и придем к Богу, уже Он будет нам помогать, и мы почувствуем помощь Божию. Господь настолько милосерд, что, несмотря на всякое зло, нами совершаемое, все равно помогает, покрывает нас Своей благодатью. Мы тоже должны быть взаимными Богу, понимать, что мы люди, с сознанием, с умом, и должны правильно его применять, чтобы творить добро, а не зло. А получается, что творим зло и обвиняем Бога, будто бы Господь виноват в том, что мы зло творим.
          - 'Хочу спросить по поводу молитв об умерших некрещеными. От своего духовника я получил конкретный ответ - молиться своей домашней молитвой, подавать милостыню и жить как подобает православному христианину. Почти во всех храмах продается канон святому мученику Уару. На вопрос, кому молиться об умерших некрещеными, каждый служащий церковного киоска ответит - мученику Уару. Я сам читал канон мученику Уару в течение пяти лет. У отца Сергия (Рыбко) и в других книгах сказано: отмолить некрещеного есть ересь. Некрещеный человек спастись не может, так учила нас Церковь. Между тем, Владыка другой Епархии благословил несчастному отцу, сын которого тринадцати лет, будучи некрещеным, погиб в автокатастрофе, построить храм во имя святого мученика Уара. Отсюда следует, что люди искренне уповают и надеются на заступничество мученика Уара за некрещеных. Владыка, скажите, пожалуйста, что происходит? Почему такие противоречия? Будет ли в Церкви однозначное отношение к этому вопросу?' - спрашивает Сергий Коркинский.
          - На самом деле никаких противоречий здесь нет. Действительно, Святая Церковь учит: за некрещеных мы церковно молиться не должны, а в домашних условиях мы можем это делать. Мы сами - близкие, родители, друзья - должны жить благочестиво, богоугодно, церковно, и этим самым приобретать дерзновение пред Богом, чтобы дома молиться об усопшем. Молиться о том, чтобы Господь по своему милосердию призрел на эту душу и помиловал ее. Это наше право и наша задача. А как устроит Господь, мы не знаем, это Его святая воля. Если помилует, то, слава Богу, а не помилует - тоже в Его воле. Действительно, Православная Церковь учит, что за некрещеных молиться нельзя - в самом храме. Так как этот человек не может приступить к тем Таинствам, что совершаются в Церкви. Да, есть такой факт, что отец построил церковь во имя мученика Уара. Он делал великое дело, это послужило еще и для спасения самого отца. Совершая добродетели, человек может достигнуть совершенства. Этим самым может помочь и погибшему некрещеным. Господь приветствует даже такое благое намерение человека. Вы можете сами продолжать читать канон и акафист святому мученику Уару, и, по молитвам угодника Божия, Господь может послать милость Свою на душу умершего некрещеного.
          Мы знаем из жития святых и угодников Божиих, в том числе и Макария Великого, о том, что когда они молились за весь мир, то в те адские места проливался неземной свет, который давал радость и некое утешение находившимся там умершим. Дай Бог, чтобы и наши молитвы приносили радость и утешение нашим усопшим, которые, может быть, тоже мучаются в адских глубинах.
          - Ещё звонок: 'Здравствуйте Владыка. Я инвалид-колясочник. Хотелось бы спросить: можно ли в моем состоянии желать монашества? Ведь я инвалид, не будет ли это каким-то моим мечтанием? Раба Божия Елена'.
          - Да, можно, мечтанием это не будет. Многие люди принимают монашество, будучи в таком положении. А как давно вы в таком состоянии?
          - С десяти лет, а сейчас мне тридцать шесть лет.
          - Нет ли надежды на исцеление?
          - Думаю, нет. Была травма позвоночника.
          - Мне кажется, что надежда на исцеление есть. Надо помолиться Богу, но если у вас есть твердое намерение принять монашество, то это не возбраняется. Вам надо будет обратиться к священнику, у которого вы исповедуетесь, чтобы он написал ходатайство на мое имя; и вы напишите мне прошение о вашем пожелании принять монашество. А потом мы рассмотрим и решим, как и где можно это сделать.
          - Евгения спрашивает: 'На Ганину яму по субботам перестал ходить автобус от Иоанно-Предтеченского собора. Возобновятся ли эти поездки?'.
          - Да, возобновятся, я не в курсе этого дела и рассмотрю этот вопрос.
          - 'Как Церковь относится к книгам про Гарри Поттера? Там добро побеждает зло, но с помощью магии. Можно ли давать читать их детям?' - задает вопрос раба Божия Вера.
          - Эти книги очень опасны для детей, и ни в коем случае их нельзя давать читать детям. Там есть соприкосновение с дьявольской силой, это ни к чему хорошему не приведет, может действовать на ребенка так отрицательно, что он будет находиться в болезненном состоянии, что впоследствии может привести к бесноватости.

          Программа 'Архипастырь' выходит на '10-м канале' по субботам, в 15.30, и по воскресеньям, в 20.00.
          На телеканале 'Отечество' (в области) - в четверг, в 07.00, и в воскресенье, в 18.30.
          На епархиальной радиостанции 'Воскресение' - в 14.20 и 20.20 по вторникам.
          Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону (343)217-93-38.
          Храни вас Господь!

          С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи - Татьяна ПЕПЕЛЯЕВА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.