ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ УРАЛЬЦЕВ В СТУДИИ РАДИОСТАНЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ" (ТЕЛЕПРОГРАММА "АРХИПАСТЫРЬ" 19 И 26 ИЮНЯ 2004 ГОДА).

          Екатеринбург, 23 июня, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".

          - 'В деревне Абрамово пять лет назад начали реставрировать церковь, и даже дом для священника купили. Но вот почему-то все затихло: дом постепенно рушится, а в церкви мальчишки безобразничают. Может, чем-то надо помочь?' - спрашивает Алена.
          - К сожалению, есть проблема - нет священника, которого туда можно отправить. Но думаю, что появится батюшка, которого я отправлю на этот приход.
          - Горожане беспокоятся об Успенском храме, на ВИЗе. Есть ли возможность прекратить его поругание?
          - Дело в том, что почти нет писем от жителей района, очень мало просьб, которые бы я мог предъявить в администрацию. Пожалуйста, пишите.
          Но хочу сказать, что есть продвижения в этом вопросе. Я встречался с директором этого завода, и он обещал мне, что постепенно они начнут вывозить оборудование в другое место и не будут развивать производство именно здесь. Уже к осени он обещал предоставить график освобождения этого храма.
          - 'Как поступать с оставшимися пасхальными яичками? Ведь они не могут храниться вечно'.
          - Их можно оставить у себя, у иконы, а если и нет такого желания, то можно их сжечь, или захоронить на могилке родственников.
          - 'Правда ли, что женщинам разрешили ходить в храм в брюках?'.
          - Нет, не правда. Брюки - это мужская одежда, хотим мы этого или нет. В Священном Писании сказано, что женщина, надевающая мужскую одежду, мерзка пред Богом, и потому мы не хотим, чтобы так было с нашими женщинами. Мы хотим, чтобы они были любимы Богом, чтобы их молитвы были услышаны Богом. И потому очень важно, чтобы не смотрели на моду и не ставили ее выше Закона Божия. Если то, что нам подсказывает новая цивилизация, идет в противоречие с Законом Божиим, то мы должны идти навстречу Богу, а не этой моде.
          - 'А можно ли, когда холодно, надеть брюки, а уже поверх юбку - и в таком виде идти в храм?' - спрашивает раба Божия Вера.
          - Это выход из положения, чем просто идти в брюках, которые нередко не скрывают, а обнажают. Ведь последнее приводит людей в искушение и соблазн, а мы знаем слова Священного Писания: горе тому человеку, через которого приходит соблазн. Мода с ее брюками и мини-юбками - это ведь желание женщины выглядеть блудно, или, как модно говорить, 'сексуально'. Поэтому, если человек хочет проповедовать порядочность и целомудрие, то ему следует и выглядеть прилично. Ведь, что внутри, то и cнаружи. Тем более православному христианину нужно быть порядочным и целомудренным человеком, чтобы проповедовать эти качества души, добродетели остальным людям и не поддаваться на искушения.
          - 'Имеют ли право бабули, работающие в храме, кричать и угрожать, что выгонят меня из храма, если в следующий раз я снова приду в джинсах или брюках? Хотя у меня сверху и была надета юбка до пят, а джинсов практически не было видно. Куда же делась их доброта, любовь к ближним, ведь они не в тюрьме работают, а в Свято-Троицком Кафедральном соборе?' - снова задает вопрос Вера.
          - Конечно, плохо, когда наши бабули относятся так к прихожанам, которые приходят, может, в ненадлежащем виде. А им нужно стараться исполнять слово Божие: исправлять людей надо духом кротости, с любовью повторять, что дело не в прихоти церковных людей, что неподобающе одетым прихожанам самим плохо от этого. Мы стараемся приводить людей в то русло, которое передает нам Священное Писание, т.е. привлекать людей, чтобы они жили по заповедям Божиим.
          - 'В селе Никитино (это по Курганскому тракту) стоит большой заброшенный храм с колоннами. Почему его никто не восстанавливает?' - спрашивает раба Божия Фаина. Аналогичный вопрос от Валентины - про заброшенный храм в Серебрянке, под Нижним Тагилом.
          - Сложно восстанавливать все храмы, которые есть в области. Конечно, причиняет большую боль то, что храмы еще продолжают разрушаться, а сил их восстановить нет - это очень большие средства. Только тогда, когда находятся доброхоты, люди, которые хотят восстановить, мы с радостью приглашаем их финансировать работы в том или ином храме. Но, видимо, еще не нашлись такие благотворители, которые вложили бы свои средства именно в эти храмы.
          - 'Разрешает ли Церковь пить водку?' - спрашивает Наталья.
          - Церковь не запрещает, но только в норме, чтобы не было вреда душе или телу. Церковь действует по таким словам Апостола Павла: 'Все мне позволительно, но не все полезно'. Вот по этому принципу надо жить. Ведь бывает так, что человек выпьет глоточек, а ему хочется все больше и больше: Так вот, если нет чувства меры, лучше воздержаться от употребления алкоголя.
          - Спрашивает Юлия: 'Крестили ребенка в Иоанно-Предтеченском соборе, батюшка читал проповедь обо всем, вплоть до отношения Церкви к Борису Моисееву. Зачем такое нужно ребенку в десять месяцев? Все длилось два с половиной часа, все устали. Может, как-то решить вопрос с продолжительностью бесед, ввести какую-то единую программу?'.
          - Такая программа есть. К сожалению, не все батюшки выполняют ее, а рассказывают обо всем, что у них наболело на душе. Конечно, на огласительных беседах надо говорить о Вере Христианской, о Таинствах Церковных, о том, что нужно знать, как нужно вести себя, - вот это самое главное. Нужно говорить человеку о том, чтобы он мог сознательно подходить к Таинству Крещения, а потом стал достойным христианином. Главная цель этих бесед - помочь человеку воцерковиться, чтобы после Крещения он стал постоянным прихожанином. Если человек крестится, то он обязан ходить в церковь постоянно, поститься, молиться, исполнять добродетели и совершенствоваться от силы в силу. И огласительные беседы должны настраивать человека на то, чтобы он глубоко проникся в ответственности к Таинству, к которому он приступает и тем требованиям, которые он принимает на себя абсолютно добровольно.
          - Раба Божия Юлия поделилась такой проблемой: 'Моей дочери семь месяцев, но родители, с которыми мы живем - бабушка с дедушкой - неверующие, и не разрешают приносить ребенка в храм и причащать. Как быть?'.
          - Это очень плохо, что все так перевернулось. Это в советские годы так было, что бабушки украдкой несли детей в церковь, чтобы окрестить или причастить. Сейчас наоборот - дети хотят, а старшие не позволяют. Но нужно объяснить им, что это нужно для ребенка, что это ему необходимо, потому, что сейчас идет такой процесс, когда иссякает тот воспитательный и нравственный уровень, который был в свое время. Эти взрослые люди, которые не хотят, чтобы их внуки ходили в церковь, хотя и были атеистами, но были воспитаны в духе нравственности с еще дореволюционного времени, и им хватило этого запаса крепости душ, духовных и телесных. А сейчас молодым людям надо вновь приобретать этот опыт нравственной жизни, ведь они не в силах преодолеть те страсти, которые преподают постоянно. Чтобы человек мог противостоять соблазнам этого мира, его надо с самого детства воспитывать в нравственной жизни и в тоже время дать возможность получить ту благодатную силу, Божью силу, укрепляющую в добре - а она как раз и дается в Таинстве Причащения. И очень хорошо делают те родители, которые часто, еженедельно, причащают своих детей, - у таких детей будет сильная и здоровая душа, которая сможет устоять во всех испытаниях в этой жизни.
Вам нужно объяснить бабушке и дедушке все это, ведь именно матери позже придется мучиться со своими детьми. Престарелые родители, в силу естественного своего положения, уйдут из этого мира, а мать будет мучиться со своим ребенком и проклинать их. Для того, чтобы не было таких обид, нужно, чтобы ребенок сейчас ходил в храм и укреплял свое здоровье - духовное и телесное.
          - 'Чем отличаются записки 'заказные' от подаваемых на проскомидию. Что важнее?'.
          - 'Заказная' - когда поминается на проскомидии и на сугубой ектеньи, о здравии или о упокоении. А вторая - когда имя поминается всего один раз.
          - 'Что за здание строит Епархия на Ленина 11, возле Иннокентиевского храма? Говорят, что здесь будет развлекательный центр. Правда ли это?' - спрашивает Ксения.
          - Нет, это гостиница для паломников, которые будут приезжать в наш город, чтобы посетить Храм-на-Крови и другие святыни.
          - 'Как лучше сделать пожертвование храму?' - спрашивает Людмила.
          - Прийти в храм. И если не хотите, чтобы кто-то знал о вашем пожертвовании, то есть кружка. А если хочется знать, на что конкретно пойдет пожертвование, то можно подойти к настоятелю и сказать, что хотели бы пожертвовать определенную сумму на те нужды, которые подскажет священник: ремонт, утварь или что-то другое.
          - 'Я человек больной, - позвонил телезритель, - и выстоять все два часа службы не могу. Как мне быть?'.
          - Если вы не в состоянии стоять, то можно сеть. А можно принести с собой небольшой стульчик и садиться на него, хотя во многих храмах есть скамеечки, куда могут сесть больные люди. Приходите, садитесь и молитесь сидя, чтобы думать не о ногах, а о Боге и молитве. Но идти надо обязательно - надо потрудиться ради Церкви Христовой.
          - Звонок на телестудию: 'Можно ли освящать сережки?'.
          - Мы освящаем, если это скромная вещь и если она действительно необходима. И потому, я думаю, можно будет освятить.
          - Спрашивает раба Божия Любовь: 'Можно ли читать Псалтирь сидя, или это возбраняется?'.
          - Если человек немощный, то можно читать и сидя. А, если есть здоровье - то лучше стоя.
          - Вопрос от Рафаила, поступивший на интернет-форум нашей газеты: 'Мы прогуливались с только что поженившимися друзьями по городу и решили показать наш любимый храм Александра Невского в Зеленой Роще. Там мы помолились и на обратном пути сели на скамейку напротив храма. Тут к нам подошел охранник с вопросом: 'Вы с какой целью здесь сидите?'. Мы ответили, что отдыхаем перед дорогой. Он нам сказал, что это не приветствуется, и велел уходить. Потом он стал делать замечания женщинам с малолетними детьми, как и нам, они тоже ушли.
          Сразу скажу, что мы знаем, как надо вести себя в храме, и так и не поняли, за что нас выпроводили. А 26 мая в 19.55 нас просто не пустили, потому что храм закрывается и 'свечки уже не продают'. Молодой охранник ссылался на распоряжение, которое ему дали. Мы с женой очень любим наш храм за его светлый дух. Возможно, кто-то из батюшек попросил укрепить порядок, или охрана взяла контроль над верующими по собственной инициативе? Человека из мира подобное обращение может надолго оттолкнуть от Церкви.
          Хотелось бы услышать и Ваше мнение по этому вопросу'.

          - Есть такое распоряжение, что храм должен быть открыт до позднего вечера, чтобы человек мог зайти и после работы. Так делается в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе, а как обстоят дела в храме Александра Невского - я не знаю. Я уточню ситуацию, и, возможно, что, действительно, это было превышение охранником своих полномочий.
          - Еще вопрос с интернет-форума: 'Пожалуйста, объясните, почему трех юношей, пришедших к Аврааму и Сааре, считают Святой Троицей? Как можно понять из текста Библии, одним из юношей был Бог, взошедший обратно на небо, а двое других оказались ангелами, которые пошли разрушать Содом?'.
          - Есть церковная традиция, толкования святых отцов нашей Церкви, где укреплено верование, что действительно к Аврааму явилась Святая Троица. Потому сомневаться, что Аврааму явилась Святая Троица, нет никаких оснований, уже веками православный народ носит веру в то, что это была Святая Троица.
          - Спрашивает житель Новоуральска: 'Нравится ли Вам храм Серафима Саровского?'.
          - Конечно, нравится, очень красивый храм. Но, к сожалению, он очень маленький, и потому в этом городе надо построить еще один храм.
          - Спрашивает раба Божия Рината из Новосибирска: 'Я крещеная, моя мама нашла мое имя в старом календаре 1926 года. Но каждый раз, когда я прихожу к священнику на Исповедь и Причастие, мне говорят, что это имя не православное, потому каждый раз у меня возникают сложности. Я даже не знаю, когда у меня день именин, так как не знаю, есть ли святая Рината. Как мне быть? Является ли мое имя православным? Почти та же ситуация у Эдуарда, крестился 15 лет назад на Кубани, а два года назад столкнулся с тем, что не может с этим именем приступать к Церковным Таинствам. Что нам делать?'.
          - Конечно, такие имена незнакомы для церковного календаря, и потому сложно сказать, есть ли такие святые или нет. Но если человек был крещен с этим именем, то оно за ним уже закреплено и благословлено Богом. И потому священник не должен сомневаться, православное ли это имя - раз человек в Крещении получил его, то оно освящается. Вы должны сказать священнику, что крещены этим именем. Есть ли такой святой - это уже другой вопрос. Это нужно уточнить особо, нужно в этом календаре 1926 года посмотреть, когда память этой святой, прочесть ее житие. Но, еще раз повторяю, что приступать к Таинствам вы имеете право, а священник не имеет права этому препятствовать. Вообще, можно носить любое имя, но если его нет в святцах, то это значит, что нет у человека такого небесного покровителя, который был бы его ходатаем пред Богом. Вот это минус имени, которого нет в церковном календаре. Но к Таинствам приступать можно.
          - 'Считается, что собака - нечистое животное, потому держать ее дома нельзя. Разве это не предрассудок?'.
          - Если вспомнить, то несколько десятилетий назад считалось, наоборот, предрассудком, если человек слишком привязан к собакам или другим животным. Модным это стало совсем недавно. На самом деле человек и собака имеют свои места. Есть страшный грех - когда любовь к собаке перекрывает любовь к человеку и даже собственному ребенку.
          - 'Как христианской семье относиться к зятю-буддисту? Он медитирует, очень гордый и высокомерный. Как нам воспитывать внука, - вдруг он тоже станет буддистом?'.
          - Нужно с раннего детства приучить внука к церковной жизни, давать те знания, которые помогут ему увидеть разницу между Православием и буддизмом.
          - 'В Откровении Иоанна Богослова сказано, что компьютер - это образ зверя, а в Епархии их очень много. Каково Ваше к ним отношение?' - спрашивает Ксения.
          - Мы не можем их не использовать - например, все отчеты в налоговую инспекцию могут быть сделаны только на компьютере. Нас заставляют их использовать - хотим мы этого или нет. Лучше, конечно, если бы их не было.
          - Спрашивает раба Божия Елена: 'Можно ли, подходя к Чаше во время Причастия, петь 'Тело Христово приимите:' или нет?'.
          - Особого значения этому придавать не надо, гораздо важнее искренне, с верой, приступать к Таинству Причастия. Но, если вы просто стоите в храме, не Причащаясь, то вот тогда лучше петь.
          - 'Можно ли попасть к Вам на прием? - спрашивает Константин. - А то люди записываются, но всегда попадают к отцу Владимиру Зязеву'.
          - Да нет, при желании попасть можно. Бывает, что я принимаю и до двенадцати часов ночи.

          Программа 'Архипастырь' выходит на '10-м канале' по субботам, в 22.00, и по воскресеньям, в 15.30.
          На епархиальной радиостанции 'Воскресение' - в 14.20 и 20.20 по вторникам.
          Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию Епархии по телефону 217-93-38.
          Храни вас Господь!

          С архиепископом Викентием беседовала журналист Валентина ЕФРЕМОВА. Расшифровка аудиозаписи - Антон ПЕПЕЛЯЕВ.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.