СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН, ВЕРХОТУРСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ.

             Многое неведомо нам о причинах ухода высокообразованного, воспитанного и прежде состоятельного человека из привычной дворянской среды, из столичных окрестностей. Обычно исчезновение подобной знатной личности не остается бесследным. Но где сейчас найти документы почти 400-летней давности (записка, завещание, письмо, церковная запись)? Чрезвычайно скудны сведения о жизни святого Симеона и в селе Меркушино, где он поселился, пройдя долгий путь из центральных мест Руси до северного Урала. Если говорить коротко, то вся жизнь его сводится к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Само же чудотворство начинается после смерти св. Симеона, когда его гроб взошел над могилой.
             И все же представляется возможным, опираясь на уже известные источники - 'Книга глаголемая. Описание о русских святых', 1888 год, 'Рассказы из истории русской церкви', 'Материалы по истории раскола', 'Сказание о праведном Симеоне' митрополита Сибирского Игнатия, исследования В.О. Ключевского, 'Иконописный подлинник', на рассказы монахов и простолюдинов, на собственные наблюдения, - дать более полную и цельную картину подвига Праведного Симеона. Дадим эти примеры, эпизоды и размышления тезисно, в надежде, что они послужат основой высокохудожественно оформленной книги о Симеоне Верхотурском, столь почитаемом святом не только на Урале, но и во всей России.
             С детства обученный воспитателем-дядькой портняжничеству, чеботарству и рыбной ловле, св. Симеон этими ремеслами и навыками 'поддерживал свое существование' в глухих местах Урала. Но это дело стало не просто ремеслом и промыслом. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучения, благой совет. И нередко в таком доме, где пребывал 'грамотный портной', кроме хозяев, собиралась немалая группа соседей. Стали наведываться и из соседних сел. Будучи эрудированным во многих областях знаний, Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Он и сам черпал опыт от местных знахарей, собирал травы, сушил их в своей избушке (небольшой кров у него все же был), безвозмездно давал советы болящим, успокаивал молитвой и благословением, направлял на исповедь в церковь к меркушинскому старенькому настоятелю. И нередко, по существу, исцелял больного.
Особенно важна роль Симеона как проповедника христианства среди инородцев, лишь недавно вошедших в состав Руси, частью обращенных в христианство, частью пребывавших в дикости, да и среди местных православных, исповедующих Христа, но еще не сумевших превозмочь некоторых языческих обычаев и понятий. Однажды, отправляясь по лесной тропе на свое постоянное место ужения рыбы, Симеон услышал рык, вой и как бы плач. Он тут же обнаружил глубокую яму-ловушку, в которую угодил молодой медведь. Симеон нашел в 10 саженях длинную лесину - срубленную сосну - и, с усилием потащив ее, опустил в яму. И тем самым спас зверя. Но почувствовал надсаду внутри. С тех пор прибаливал. Меркушинцы же дивились, что в хижину Симеона наведывается временами дикий зверь, 'лесной хозяин', дружит с ним, охраняет от хищников.
             Меркушинский святой прославился среди заказчиков и местных жителей тремя особенно запомнившимися свойствами. Во-первых, он шил не простые полушубки, борчатки и меховые душегрейки, а нарядные праздничные одежды, украшенные также мягкими, дубленой кожи, накладками с чудными узорами, фантастическими орнаментами. Они надевались обычно по большим праздникам, на Рождество, Крещение, Сретение, Пасху. Во-вторых, повторимся, многие уже тянулись к его рассказам и поучениям из жизни Иисуса Христа и подвижников веры Христовой. В третьих - и это очень поражало и служило примером людям, - Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам-заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время.
             Богатый меркушинский купец заказал нарядные шубы для себя и для своей супруги. Сделав работу, Симеон рано поутру, пока еще в доме спали, собрался уходить. Хозяйка, заслышав его сборы, встала, поднялся и хозяин. Она дала ему фунт изюму, рису и полдюжины яиц, которые можно было покрасить на Пасху (дело было в апреле, в период Великого Поста). Сам купец протянул ему несколько больших монет. Симеон поклонился заказчикам, но от денег отказался. Купец хотел схватить его, силой дать деньги. Но огонь вдруг погас. Симеон исчез. Днем, выйдя на улицу, купец вновь встретил Симеона среди сельчан. Подошел и начал грубо оскорблять его за то, что тот не взял его денег: 'Ты побрезговал моими деньгами! Думаешь, ты чище меня? Гордыня тебя обуяла?!' - 'Что ты, что ты, добрый человек, вы и так достаточно меня отблагодарили...' - 'Ты бы мог стать дивно богатым, почему не берешь денег?' - 'Бедностью своей я богат', - говорил Николай Чудотворец, - ответствовал Симеон. - И разве деньгами и накоплениями мы кормимся? Не хлебом единым жив человек, сказано'. Огромный купчина поднял Симеона, бросил его оземь, пнул сапожищем. Местные бросились было защищать Симеона. Но он сам поднялся на ноги и просил не наказывать купца. Тогда заказчик вынул из кармана горсть денег и пытался засунуть их в рот Симеона. Выдохнул Симеон медную монету вместе с кровью. И все увидели - куда упала монета, вмиг растаял снег и поднялись голубые подснежники. Дальше рассказывают по-разному. Одни говорят, что вскоре по дороге на Верхотурье напали на сего купца волки. Другие утверждают, что его нашли истекающим кровью от рук ушкуйников. Едва живого привезли его в Меркушино. Симеон долго ухаживал за ним, смазывал раны, поил отварами, кормил медом. Подолгу молился за здравие болезного. Встал тот на ноги.
             Стояла осень. И это был последний год блаженного странника. Физические надсады, полученные еще во время пути на север, а также, как говорит Афанасий, 'телом же своим скорбяще чрево, явно яко от воздержания' - все это свалило его, обратило в немочь, хотя еще и не стар был. Жители Меркушина не оставляли его и по-прежнему слушали его притчи.
О дальнейших событиях - о выходе на поверхность гроба праведника, о чудотворности его мощей, о перенесении мощей в Верхотурье, о канонизации святого - обо всем этом написано достаточно много.
             Расскажу два случая из своих наблюдений. У родителей моей матушки, живших в Вятской губернии, все время рождались мертвые дети или умирали во младенчестве. Пошли Ермолай и Наталья в церковь, поставили свечу и помолились: 'Святой Симеон Верхотурский, помоги нам родить здоровых деток'. И родилась у них Ксения (моя матушка, прожившая 87 лет) и еще две девочки, прожившие одна 67 лет, другая 90 лет. После рождения Ксении завещали совершить ей паломничество в Верхотурье и помолиться мощам Святого... Но совершилась революция, разрушались храмы, исчезали мощи праведников. И только сейчас мы можем вновь возблагодарить тех, кто дал моим родителям и мне жизнь и наслаждение миром Божьим. Я все же поехал в Верхотурье в 60-е годы. И хотя в то время мощи еще не были возвращены, нашел единственную действующую церковь при кладбище, поставил свечу нашему уральскому, всероссийскому чудотворцу...
             И случился в мой приезд пожар неподалеку от гостиницы. Много народу сбежалось, кто с ведрами, кто с баграми. Но спасти уже, казалось, ничего не удастся.
             Бедные старик со старушкой сидели невдалеке на узлах и сундуках. И все мечтали: хоть бы огонь до малухи, величиной с баньку, не добрался. А огонь уже пожирал забор, вот-вот дойдет до малухи и другим избам начнет угрожать... Я увидел, как одна немолодая женщина подошла к пожарищу, расстегнула телогрейку: на груди ее была икона Божьей Матери. Женщина встала на колени и воскликнула: 'Матерь Божья, спаси нас! Николай Чудотворец, Симеон Верхотурский, не оставьте нас без крова!' Забор в одно мгновение рухнул на мерзлую землю, только искры столбом взлетели. Тут же мужики растащили его баграми, закидали землей, залили водой. И маленький стариковский домик, и вся улица были спасены.

В.А. Блинов 'Верхотурская старина'
 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.