КАК УЙТИ ИЗ СЕКТЫ?

       ...О деструктивных тоталитарных сектах, их негативном, а нередко и гибельном влиянии на сознание человека сказано и написано уже немало. И тем не менее, приходится вновь и вновь возвращаться к этой теме. Пользуясь лазейками в российском законодательстве, а нередко и покровительством чиновников различного ранга, эти ловцы душ человеческих по-прежнему пытаются вербовать в свои ряды малоcведущих, легко поддающихся психологической обработке людей. К сожалению, нередко такие попытки бывают успешными.
       Сегодня мы предлагаем нашим читателям беседу с одним из тех, кто в нашей Епархии помогает человеку вырваться из крепких лап сектантов, залечить душевные раны и вновь стать полноценным гражданином нашего общества. Слово - священнику Крестовоздвиженского мужского монастыря отцу Никите Суровейкину.

      

       - Отец Никита, как давно вы оказываете помощь людям, пострадавшим от тоталитарных сект?
       - Два года назад Высокопреосвященный Владыка Викентий благословил организовать Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий во имя преподобного Иосифа Волоцкого. И вот уже два года мы ведем прием и оказываем помощь людям, пострадавшим от деятельности тоталитарных сект.
       За это время к нам обратилось несколько десятков человек. В основном, это родные и близкие пострадавших. Помощь мы оказываем по двум направлениям. Прежде всего, это консультации для тех, чьи родственники попали под влияние сект. Мы учим общению с такими людьми, способам оказания им действенной помощи.
       Второе направление нашей работы - это консультации для самих сектантов. Есть такой термин - 'консультация по выходу', имея в виду выход из секты. Чтобы это осуществить, мы готовим некую почву для свободного диалога и взаимного общения.
       - Как это происходит на практике?
       - Буквально перед вашим приходом к нам пришла женщина, сестра которой попала в секту. Мы с ней обговорили определенный порядок совместных действий, после чего будем выходить на контакт уже непосредственно с сестрой. Далее, в процессе встреч и бесед, мы постараемся сделать все, чтобы вывести человека из секты, показать ему всю ошибочность того пути, на который он встал.
       Если говорить о результатах, то реально мы помогли выйти из различного рода тоталитарных сект десяти бывшим их членам. Пока это немного, но надо учесть, что мы недавно стали заниматься такого рода деятельностью. Многому приходится учиться буквально в ходе нашей работы.
       К сожалению, иногда родственники отказываются от борьбы за своих близких, за детей, попавших в секты. Ведь дело это очень непростое и тяжелое. Но без помощи родственников оказать помощь людям, попавшим в беду, очень сложно.
       К сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что наш центр реабилитации воспринимают как некий механизм, который позволяет автоматически вызволить человека из секты. Например, приходят родители и говорят: 'Мы к вам пришли, вот наш ребенок, скажите, чтобы он перестал ходить в секту!' Этот подход совершенно неверен. Прежде всего, человек сам должен захотеть посмотреть на мир другими глазами. Глазами не сектанта, а свободного человека.
       С теми же, кто осознанно обращается к нам за помощью, мы проводим так называемые консультации по выходу из секты. Это беседы, рассчитанные на несколько часов, в результате которых замедляется работа своеобразного механизма, тормозящего сознание человека. Только после этого он начинает думать и мыслить самостоятельно. Ведь тоталитарные секты - это организации, в которых применяются методики контроля сознания человека, его личности. Реабилитация как раз и предполагает их удаление.
       Важно заметить при этом, что очень часто лидеры сектантства сознательно создают у людей различного рода фобии, и в частности, боязнь выхода из секты. При этом человек начинает бояться внешнего мира. Ему внушают, что если он выйдет из секты, то не сможет без нее выжить, и либо покончит жизнь самоубийством, либо с ним что-то случится.
       - В чем заключается работа с близкими тех, кто попал в тоталитарные секты?
       - Прежде всего, мы объясняем родственникам тех, кто попал в беду, что без их помощи мы вряд ли сможем чем-либо помочь. Нельзя вытащить человека из секты без его желания и желания его родных. Ведь откуда человек приходит в секту? - прежде всего из семьи. Он старается уйти прежде всего от проблем, которые окружают его дома. Характерная деталь: подавляющее большинство сектантов - это люди из неполных семей и чаще всего молодые. При этом принципы, которыми живут их родители (я говорю о родителях неверующих), чаще всего, этих молодых людей не устраивают. Нередко это и является основной причиной их ухода в секту.
       В ходе нашей беседы с близкими, с родственниками определяется причина того, почему это произошло. После этого мы информируем их о той тоталитарной секте, с которой приходится сталкиваться в данном случае, знакомим с необходимой литературой, различного рода материалами и публикациями.
       Далее мы вырабатываем методику взаимодействия - каким образом мы будем поддерживать связь друг с другом и координировать наши совместные действия. Только после того, как человек, попавший в секту, готов к встрече с нами, входим с ним в непосредственный контакт. Большое значение при этом имеет место встречи, ее психологический фон - все это мы заранее обговариваем с его близкими. После первой нашей встречи мы делаем какие-то совместные выводы и смотрим, что нам следует предпринимать дальше.
       Как правило, если человек уходит из секты, то он делает это сразу, после первого контакта. Иногда достаточно одной беседы в течение нескольких часов, чтобы произошла переоценка многих ценностей, ранее казавшихся для члена секты незыблемыми.
       В целом, если говорить о методах нашей работы, то мы действуем по методике известного исследователя деструктивной деятельности сект Александра Леонидовича Дворкина. Помогает нам в этом и епархиальный православный психолог Марк Матвеевич Ицкович, а также настоятель нашего храма иеромонах Флавиан.
       - Были ли в вашей практике тяжелые, запущенные случаи, когда человека трудно, а то и невозможно вывести из секты?
       - К великому сожалению, случалось и такое. Вот только один пример.
       В одной неполной семье мать подростка (назовем его Романом) очень долго боролась за то, чтобы вытащить его из секты. Чтобы как-то изолировать своего сына от сектантов, она вынуждена была закрывать его дома. Дело доходило даже до ее открытых столкновений с членами секты.
       Борьба за судьбу сына продолжалась долго. Сам Рома к тому времени был членом секты Муна уже в течение восьми лет. Мать делала все, что могла, но в итоге все-таки пришла к нам вместе со своим сыном.
       Мы провели в беседах не один час, и даже не один день. Говорили о самом насущном - о Боге, о Библии, о самих мунитах и влиянии их секты на сознание и мышление человека... В итоге сейчас он не состоит в секте, работает. Но говорить о том, что он совсем ушел оттуда, нельзя. Ведь от своих прежних взглядов он, к сожалению, не отказался. Утешает то, что он хотя бы перестал контактировать с членами секты Муна. Нужно отдать должное его матери - она делала и делает все, чтобы помочь своему сыну найти самого себя.
       Есть и другой пример, к сожалению, более печальный. К нам обратилась мама одного подростка - назовем его Иваном, по поводу судьбы ее сына. Он также стал членом секты Муна, причем совсем в молодом возрасте.
       Я познакомился с ним. К тому времени Ваня был уже активным членом секты мунитов - самостоятельно ездил в Москву, и в 15 лет читал лекции на мунитских семинарах. Здесь важно отметить то, что его родители имели все возможности вовремя пресечь его вовлечение в секту. Ведь до 16 лет он не имел права самостоятельно заниматься какой бы то ни было религиозной деятельностью. Родители могли просто-напросто подать в суд на местную ячейку мунитов, поскольку те вовлекли в свою деятельность несовершеннолетнего подростка. Но родители Вани, к сожалению, упустили эту возможность и пришли к нам слишком поздно.
       Мы, конечно, пытались с ним взаимодействовать - встречались, беседовали, убеждали... Однако сами родители отказались от какой-либо борьбы за судьбу Вани, оставив нас один на один в такой непростой ситуации. Сейчас Иван, к сожалению, уже совершеннолетний мунит, который в этом году закончит школу и пополнит число активных сторонников секты Муна.
       - Почему это все-таки стало возможным, как вы считаете?
       - Все дело в том, что родители этого подростка попросту перестали помогать нам. Выше я уже говорил о том, что без помощи родных и близких вывести человека из секты практически невозможно.
       - Кто чаще всего попадает в секты? Какой интеллектуальный и образовательный уровень этих людей?
       - Попасть в руки сектантов может человек с любым образованием. И вероятность этого чрезвычайно высока тогда, когда у человека нет какого-либо духовного стержня, духовной основы - например, Православной веры, каких-то внутренних незыблемых устоев...
       Помимо этого, нередко у человека может иметь место внутренний кризис, какой-то душевный надлом, когда он особенно нуждается во внимании и поддержке. Именно в этот момент такую временную помощь и поддержку ему могут оказать сектанты, причем чисто в целях вовлечения его в секту. Ведь не зря в сектоведении есть даже такой специальный термин - 'медовый месяц'. Именно в это время у человека, попавшего в секту, всячески поддерживается иллюзия, что он - незаурядная личность, что он всем нужен, что его любят... Гораздо дальше заходит дело у сектантов мунитов - у них есть даже такое специальное понятие, как 'бомбардировка любовью'. В этом случае к человеку специально приставляют двух активных членов секты, которые все время, в течение месяца, твердят ему о том, какой он умный, добрый, красивый... По прошествии же месяца человек уже полностью становится психологически зависимым членом секты. При этом меняются его жизненные принципы, ценностные ориентации, отношения с окружающим миром...
       В целом же методов вовлечения в секту чрезвычайно много, но это тема для отдельного разговора.
       - Как и куда можно обращаться за помощью родителям, близким и родственникам тех людей, которые попали под влияние различного рода сект?
       - Для этого нужно приходить прямо к нам, в Крестовоздвиженский мужской монастырь. Мы находимся в Екатеринбурге на улице К. Маркса, 31, и по средам, с 12 до 16 часов, ведем специальный прием по этим вопросам. Предварительно можно позвонить по телефонам 62-39-50, или 77-00-14.
       - В заключение - что бы вы хотели пожелать всем тем, кто хочет уберечься от влияния сект?
       - Прежде всего, я хотел бы призвать всех, и прежде всего, родителей, имеющих детей, к религиозной грамотности. Именно это позволит отличать традиционные религии от лжеучений и псевдорелигий, под прикрытием которых и орудуют сегодня различного рода тоталитарные секты.

Интервью подготовил Ю. Анипченко

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.