ПУТЬ К НАШЕМУ ПРЕОБРАЖЕНИЮ

      Великое и славное зрелище открывается сегодня на горе Фаворской. Божество является в человечестве, и человечество преображается в Божественную славу. Лицо Христа Спасителя засияло, как солнце, а одежды Его сделались белыми, как снег. Охваченные восторгом при этом зрелище св. Апостолы забыли все земное и хотели, чтобы оно продолжалось как можно дольше.
      В событии преображения Господь наш Иисус Христос яснейшим образом проявил Свое Божество, сокрытое под покровом человеческой плоти, и утвердил святых Апостолов в той истине, что Он есть истинный Учитель, что все, имеющее скоро случиться с Ним - страдания, крестная смерть, - принимается Им по доброй воле, а не по личной необходимости. 'Преобразился еси на горе, Христе Боже, - поет святая Церковь, - показавый Учеником Твоим славу Твою, якоже можаху' (видеть), 'да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние'.
      Своим явлением на Фаворе в необыкновенном сиянии и свете Господь показал, до какой славы возводит Он в Себе наше человеческое естество - слава Его преображения есть и наша слава в Нем, слава в будущем. Господь как бы так говорил: вот какими вы, Мои верные последователи, некогда будете.
      Да, тела всех людей изменятся. Перед кончиной мира и вторым пришествием Господа для всеобщего суда тела всех умерших воскреснут в бессмертии, нетлении и соединятся с душами (I Кор. 15, 53). Тела части людей получат тогда вид, подобный телу Спасителя во время Его преображения или после воскресения. Такие тела получат эти люди для того, чтобы могли обитать в новом мире - в Царстве Правды (2 Петр 3, 13).
      Дорогие отцы, братья и сестры! Мы с вами все хотим сподобиться подобной участи, хотим получить тела света для вечной жизни в Царстве Славы. Но для этого одного желания мало; необходимо уже здесь, на земле, твердо стать на путь нашего внутреннего преображения, позаботиться о том, чтобы душа наша засияла светом добра. И святая Церковь напоминает нам сегодня, что каждый верующий человек может так преобразиться и, более того, должен так преобразиться. Это необходимо не только для нашего личного спасения, но и для того, чтобы через нас или благодаря нам спаслись и другие. Назначение наше на земле высокое - мы должны быть светом для других, привлекать и вести их в Царствие Божие примером своей доброй, чистой, святой жизни (Мф. 5, 16). И если мы с вами сегодня говорим о необходимости нашего преображения, то не потому только, что сегодня день Преображения Господня, а и потому, что этого требует от нас Закон Божий, к этому призывает нас наше православное христианское звание.
      Прежде всего, в славу преображения нужно возвести свой ум. А это можно совершить наполнением его Божественной Истиной. Основное содержание этой Истины заключено в Никео-Цареградском Символе веры, том самом, который мы все вместе поем за каждой Божественной литургией. Это вера в единого по существу и троичного в Лицах Бога, Творца всего видимого и невидимого, Вседержителя и Промыслителя. Это исповедание Христа Спасители как Господа, Сына Божия, сошедшего на землю ради нас и нашего спасения, утвердившего на земле святую Церковь - нашу духовную врачебницу, пославшего в эту Церковь Духа Святого, Господа животворящего. Это вера в то, что смерть есть временное разлучение души с телом, что наступит день всеобщего воскресения и справедливого воздаяния... Вдумывайтесь во все это, будьте внимательны ко всему этому после того, как диакон с этого же амвона возгласит: 'Двери, двери, премудростию вонмем!' - и ум ваш преобразится.
      Необходимо также преобразовать свою волю; преобразовать так, чтобы стать послушным святому Евангелию, с усердием исполнить заповеди Божии. Сердце, холодное к добру и пристрастное к греховным удовольствиям, надо преобразовать так, чтобы в нем неугасаемо горела искренняя любовь к Богу и ближнему.
      Если мы будем продолжать вникать в себя и смотреть на окружающих, то увидим многое, требующее духовного исправления, преображения. У каждого из нас найдется своя слабость, своя духовная болезнь - это-то и нужно изменить, вылечить. Невоздержный пусть обучает себя воздержанию, раздражительный - кротости, мстительный - незлобию, гордый - смирению, беспечный, думающий об одних земных удовольствиях, пусть подумает о цели своей жизни; нерадивый, далекий от Бога, от Церкви, пусть вспомнит о вечности... Каждый должен искоренить в себе тот порок, который держал его в плену, и посеять ту добродетель, которой он не имел до сих пор. Так, изгоняя из себя все плохое и воспитывая себя во всем добром, мы будем восстанавливать в себе первобытную чистоту, отлагать образ жизни ветхого человека, человека похотей, и обновляться 'в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины' (Еф. 4, 22, 24), облекаться во Христа и 'ходить в обновленной жизни' (Рим. 6, 4). 'Будьте святы, - говорит Господь, - ибо Я свят' (Лев. 11, 44; I Петр. 1, 16). Нам нельзя забывать, что в Царстве Христовом будут иметь место только души, очищенные от греха и украшенные добром.
      Св. Церковь указывает и средства, помогающие нам встать на путь духовного изменения и преобразиться.
      Первейшим из них она называет молитву. Действительно, без молитвы в самоисправлении сделать что-либо невозможно. Как земля без дождя не принесет плодов, как бы ее ни обрабатывал человек, так и без молитвы мы не можем стать духовно лучшими. И это потому, что силы наши слабы, мы нуждаемся в подкреплении свыше, а молитва и низводит эту небесную помощь. Она привлекает к нам всесильную благодать Божию, очищающую нас, освящающую и утверждающую в добре. Когда мы молимся со всем усердием и вниманием, устремляем горе ум и сердце, мысли и чувства, тогда все греховное, нечистое теряет в наших глазах цену, мы с ужасом начинаем смотреть на прежние пороки - все существо наше освящается Божественной благодатью, озаряется небесным светом, преображается. Мы становимся новыми людьми - служителями Христовыми. Для примера можно взять принесенное сегодня к освящению яблоко. Совсем недавно оно было маленьким и кислым, но под влиянием солнца, влаги оно стало приятным. Так и мы под действием усердной молитвы становимся иными - лучшими. Внимательные молитвенники - всегда христиане благочестивые.
      Большое влияние оказывает на духовный рост благоговейное чтение христианами священных книг и святоотеческих творений. Взгляните на таких людей - у них и разговоры добрые, и жизнь святая, они и рассуждают в духе учения Христа Спасителя и живут по Его заповедям. Читая жития святых, они от примера одного святого усваивают одну добродетель, от другого - другую и так постепенно, порой даже незаметно для себя, нравственно совершенствуются, улучшаются и, в конце концов, становятся неузнаваемыми.
      Нужно ли говорить еще о том, какое огромное значение в духовной жизни имеет святое Причащение? Позволим себе сейчас только напомнить слова Самого Спасителя: 'Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в Нем'. 'Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день' (Ин. 6, 56, 54). Принимающий святые Тайны светлеет душой, исполняется небесной радости - преображается.
      Вот путь восхождения к нашему преображению, к нашей духовной красоте.
      Посмотрим же, дорогие отцы, братьи и сестры, и мы на себя и подумаем: стали ли мы на путь духовного преображения. Те, которые почувствуют, что у них есть начатки чистоты, пусть с Божией помощью совершенствуют их. А те, которые увидят образ души своей неблаголепным, да поспешат, как призывает святая Церковь, изменить себя 'изменением добрым', просветиться светом преобразившегося Господа!
      Сам же Господь наш Иисус Христос да пошлет нам Свою всесильную благодать, да озарит нас Своим светом и направит стопы наши к деланию Его заповедей!
      Аминь.

К. Е. СКУРАТ,
профессор МДА

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.