Владыка, в нашей епархии более 200 храмов. Везде ли совершаются Архиерейские богослужения, вся ли паства знает своего Архиерея?
За пять лет пребывания на Кафедре, я побывал практически во всех храмах. Конечно, чаще мои службы проходят в г.Екатеринбурге, это кафедральный город. Однко и по епархии я езжу немало. Так в прошлом году архиерейские богослужения совершались в г.Верхотурье, Арамиле, Березовском, Белоярском, Верхней Салде, Нижней Салде, Большой Лае, Рудянском, Реже, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Кушве, Качканаре, Лесном, Серове, Краснотурьинске, Первоуральске, Ревде, Каменск-Уральском, Асбесте, Камышлове и других населенных пунктах области.
Что Вы можете сказать о духовенстве Епархии?
По-прежнему остается острой проблема кадров священнослужителей: всего по епархии числится 54 прихода, не имеющих постоянных священнослужителей, и 21 приход окормляется священнослужителями близлежащих храмов. Таким образом, число вакантных мест по епархии составляет 75. Проблема обеспечения епархии кадрами диаконов, псаломщиков и регентов также очень ощутима.
В то же время, качественный, если можно так сказать, состав духовенства значительно изменился: если в 1994 году духовное образование имели лишь 39 священнослужителей, то сегодня - 50 имеют законченное образование и 94 продолжают свое обучение. Изменилась и та база, с которой батюшки принимают сан: высшее образование в 1994 году имели 18 священнослужителей, сегодня - 53, есть среди них и кандидаты, и доктора наук.
Говорят, что Вы очень часто переводите духовенство с прихода на приход?
В связи с целесообразностью церковной я действительно провел в 1998 году 43 перевода клириков к новому месту служения. Надо сказать, что указы о переводах клириков к новому месту служения составляют незначительную часть среди указов Правящего Архиерея (43 из 435). С другой стороны, 12 переводов осуществлены по собственному прошению клириков, чаще всего в связи с семейными обстоятельствами; 5 - по прошению отцов благочинных, отцов ключарей архиерейских подворий, матери-настоятельницы монастыря; 5 - в связи с рукоположением или окончанием диаконской или священнической практики.
К сожалению, достаточно значительная часть переводов клириков к новому месту служения в 1998 году была связана с недостойным поведением священнослужителей. Однако большинство таких решений приняты мною после рассмотрения положения дел на заседании Епархиального Совета или Духовной Консистории. К сожалению, предпринятые Епархиальным Советом и Духовной Консисторией меры увещания порой не приводили к желаемым результатам.
Показательно, что иеромонаха Василиска (Саяпина), иерея Алексия Горбатенко Правящий Архиерей был вынужден переводить неоднократно. С другой стороны, среди приведенных данных есть примеры, когда перевод к новому месту служения благотворно действовал на провинившегося.
А как обстоят дела с рукоположением в сан новых священнослужителей?
Всего в 1998 году во священнический сан рукоположены - 36, в диаконы - 38 кандидатов. В большинстве случаев кандидатура представляемого к рукоположению рассматривалась на заседании Епархиального Совета с обязательным участием и кандидата, и священнослужителей, его рекомендующих.
Придавая особое значение архипастырскому наставлению клириков, рукополагаемых в священнический сан, я с 1997 году сделал правилом перед возложением креста священнического произносить напутственное слово, которое рукополагаемый клирик выслушивает стоя перед всем народом Божиим, в храме пребывающем. Затем текст этого слова вручается новоначальному священнику вместе с его ставленнической грамотой. И я всегда подчеркиваю, что священническое служение есть тяжелый крест, особенно в настоящее время. Оно требует непрестанных подвигов, долготерпения и готовности переносить злострадания. Не все могут его достойно понести. Так, в 1998 году были запрещены в священнослужении: Иерей Чефонов Георгий за самовольное оставление прихода и пьянство, согласно 25 и 42 Апостольским Правилам, иерей Желтухин Александр за воровство и клятвопреступление согласно 25 и 72 Апостольским Правилам, иеромонах (заштатный) Александр (Лузин) за обожествление собственной персоны и клятвопреступление, согласно 25 Апостольскому Правилу.
Владыка, говорят, один из батюшек перешел в зарубежную церковь и к тому же по идейным соображениям?
Идейным? Давайте разберемся. Рукоположенный 7 декабря 1996 года священник Александр Желтухин, 1968 года рождения, после рукоположения и до последнего времени нес послушание настоятеля Покровского прихода села Покровское. Его служение на приходе началось с примечательного визита к Главе Администрации села Покровское Хорьковой Людмиле Константиновне. Сразу по прибытии на приход отец Александр начал настойчиво требовать выделить для него квартиру и автомобиль, ссылаясь на то, что такая практика поддерживается Главами Администраций других населенных пунктов.
В 1997 году было проведено приходское собрание, на котором был избран полный состав приходского актива. Однако вскоре, по причине непрекращающихся разногласий в приходе, казначей Е.И.Сенкевич отказалась исполнять свои обязанности, и иерей Александр Желтухин назначил исполнять обязанности казначея свою мать, которая также стала торговать в киоске. Бухгалтером прихода стала супруга старосты. Решения принимали настоятель и староста, оставляя приходской актив в полном неведении о финансовой стороне приходской деятельности.
Ревизионная комиссия, будучи избрана в составе трех человек, все это время не работала, так как отец настоятель пресекал попытки членов комиссии исполнять свои обязанности.
Иерей Александр Желтухин в течение последних трех месяцев "нагнетал обстановку" высказываниями с амвона: "Что-то должно случиться...", "Если я буду жив и со мной все будет в порядке, то...". Некоторым прихожанам он намеками давал знать, что собирается перейти в другую юрисдикцию, но открытых высказываний не делал.
В это время к нему приехал заштатный клирик Екатеринбургской епархии иеромонах Александр (Лузин), являющийся его духовником, и побудил его к уходу в раскол., в юрисдикцию Зарубежной Церкви.
2 февраля 1999 года вопрос о священнике Александре Желтухине был рассмотрен на заседании Духовной Консистории. Было признано необходимым: "Просить Преосвященного епископа Никона в соответствии с 72-м Апостольским Правилом и 25-м Апостольским Правилом (клятвопреступление) священника Александра Желтухина запретить в священнослужении." Что и было сделано.
Указ священник Александр Желтухин получил лично 3 февраля 1999 года. 8 февраля он принес в канцелярию епархии "извещение о прекращении канонического общения с Московской Патриархией". Однако это "извещение" датировано 1 февраля, что говорит о его полной беспринципности.
Теперь, что касается Лузина. Рукоположенный 2 января 1994 года иеромонах Александр (Лузин), 1970 года рождения, еще будучи монахом Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, был назначен начальником монастырского подворья в селе Меркушино с обязанностью реставрировать Свято-Симеоновский храм. Это же послушание он сохранил после рукоположения его во иеромонаха. Однако присущая ему гордыня сыграла настолько серьезную роль в его дальнейшем поведении, что 5 июня 1994 года он был отстранен от этого послушания и лишен права носить монашеские одежды. В дальнейшем, начиная с августа 1994 года, нес приходское послушание. 20 сентября 1995 года почислен за штат согласно поданному прошению. 27 ноября 1998 года им было послано следующее "извещение": "Являясь заштатным клириком вверенной Вам епархии, извещаю Вас о том, что я прекращаю каноническое общение с Московской Патриархией, так как ее деятельность носит явно апостасийный характер, что соделывает спасение в лоне МП невозможным. Попрание норм и правил церковной и общественной жизни, искажение образа Божия и пути спасения - явления, препятствующие присутствию благодати Божией. Поэтому мною принято решение о переходе под омофор законной церковной власти - Синода РПЦЗ. 11 ноября 1998 года. Иеромонах Александр (Лузин С.В.)".
До последнего времени иеромонах Александр жил в Псковской области у своего духовника, однако по его кончине перебрался в Екатеринбургскую епархию и, остановившись у своего духовного сына священника Александра Желтухина, побудил его к уходу в раскол. 8 февраля 1999 года он был запрещен в священнослужении.
Как видите, причины ухода далеки от "идейных".
В то же время надо отметить и тот радостный факт, что с восьмерых батюшек запрещение в священнослужении было снято в связи с принесенным ими покаянием.
Владыка, а помогает ли епархия малочисленным, бедным приходам?
Как и предшествующие годы, особой заботой Епархиального управления была и остается постоянная поддержка малочисленных и маломощных приходов. Только в течение 1998 года оказывалась материальная помощь следующим приходам и общинам:
с.Юшала, Свято-Николаевский 10 000, г.Туринск, Свято-Николаевский 10 000, с.Абрамово, Соборо-Богородицкий 2 400, п.Таборы, Преображенский 15 000, п.Гари, Свято-Николаевский 25 000, Единоверческий Никольский 3 500, п.Сылва, Сретенский 5 000, г.Алапаевск, Свято-Троицкий 20 000, п.Новоуткинск, Успения 20 000, с.Кленовское, Никольский 15 000, р.п.Пышма, Богоявленский 3 000, г.Нижняя Тура, Иоанна Тобольского 25 000, с.Байкалово, Покровская 1 000, Итого: 154 900.
Епархиальным управлением производилась выплата денежного содержания священнослужителям малочисленных и новообразуемых приходов: протоиерей Панов В.И. - 29 955, иерей Братенков В.И. - 5 520, иерей Лопатин Г.П. - 7 517, иерей Бельтюков А.С.- 1 272, иерей Колногоров Л.А.- 6 900, иерей Аверкин С.В. - 10 470, иеромонах Герман (Шадрин) - 7 520, иерей Бугров Ю.Г. - 8 222, иерей Абель Э.Э. - 4 025, иерей Марчук И. - 4 025, иерей Бачурин Ю.П. - 5 198. Итого : 90 626
Кроме того оказывалась материальная помощь священнослужителям: иерей Пахомов А.Н.- 707, иерей Панов И.А. - 6000, иерей Воронов Г.П. - 1500, иерей Бельтюков А.С. - 335, иерей Самарцев П.В. - 1200, иерей Дуров Д.В. (лечение) - 4 904. Итого: 17 446 руб
В 1998 году продолжалось приобретение квартир для священнослужителей с тем, чтобы бытовые проблемы не отрывали их от пастырского служения. Приобретены за счет епархии: с.Манчаж, Иоанна Богослова (дом) - 25 000, п.Шаля, Андрея Первозванного (кв.) - 27 000. Итого: 52 000.
В 1997 году за счет епархиальных средствбыли приобретены дома и квартиры для приходов Североуральска, Покровского, Кальи, Фабрики, Пышмы, Новоуткинска, Невьянска, Юшалы, Ачита, Иса, Ертарки, Елкино.
Продолжалась оплата квартир священнослужителей в городах Екатеринбурге и Верхней Пышме, и в 1999 году я надеюсь выделить средства на приобретение еще 2-3 квартир, что поможет увереннее решать кадровые вопросы.
Вместе с тем, не считаю возможным скрывать, что размеры средств, выделенных на материальную помощь приходам и покупку квартир для священнослужителей, в 1998 году оказались значительно ниже, чем в 1997 году. Первоочередной причиной этого является то, что отчисления приходов на общеепархиальные нужды в 1998 году поступали нерегулярно и в меньшем объеме. Более того, участие определенных священнослужителей во внутрицерковных нестроениях зачастую связано именно с нежеланием их вносить необходимый вклад в осуществление общеепархиальных программ.
В решении этой проблемы я исхожу из решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года о введении в практику на епархиальном уровне целенаправленного перераспределения средств от более обеспеченных приходов к менее обеспеченным, особенно восстанавливающимся и имеющим малое число прихожан вследствие удаленности от крупных населенных пунктов.
Как определяется размер пожертвований от приходов на общеепархиальные нужды?
Размер отчислений на общеепархиальные нужды был установлен комиссией, созданной по решению Епархиального Совета от 11 декабря 1996, в фиксированном размере для каждого прихода. Вопрос о размере взносов был рассмотрен на окружных собраниях священнослужителей 27 декабря 1996 года и принят к исполнению в объеме, предложенном комиссией. Отчисления на общеепархиальные нужды в 1997 году сделали возможным осуществление тех общеепархиальных программ о которых уже шла речь.
Решением Епархиального Совета от 23 декабря 1997 года было намечено:
1. Для определения размера взносов приходов на общеепархиальные нужды в 1998 году образовать комиссию в составе членов Епархиального Совета: секретаря Епархиального управления протоиерея Владимира Зязева, благочинного Южного окружного благочиния протоиерея Иоанна Агафонова, благочинных церковных округов: Екатеринбургского - протоиерея Николая Ладюка, Березовского - иерея Владимира Туманского, Пригородного - иерея Сергия Седина.
2. Комиссии представить на благоусмотрение Правящего Архиерея предложения о размере взносов приходов на общеепархиальные нужды в 1998 году к 15 февраля 1998 года.
Однако к установленному сроку комиссия не представила Правящему Архиерею своих предложений. С другой стороны, именно в это время начали происходить серьезные задержки с перечислением на общеепархиальные нужды от ряда приходов. Как показали дальнейшие события, эти факты были неслучайны.
В сложившейся ситуации Правящим Архиереем было установлено, что отчисления проводятся в прежнем объеме. Таким образом, размер взносов на общеепархиальные нужды не изменялся с декабря 1997 года, несмотря на все происходившие изменения в ценах на товары и услуги.
Тем не менее, в анонимном письме, которое распространялось в приходах Екатеринбургской епархии в мае 1998 года, Правящий Архиерей обвинялся в том, что пожертвования на содержание епархии опустошают приходские кассы и "храмы остаются без средств на существование и даже на элементарную выплату зарплаты церковному штату"...
Эти вопросы были рассмотрены на собрании представителей духовенства Екатеринбургской епархии 29 мая 1998г. Уже тогда большинство участников собрания отмечали, что в основе поведения авторов письма лежат личные мотивы и финансовые интересы, которые были затронуты мерами Правящего Архиерея по усилению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью приходов и производимой наценкой на церковный товар.
Показательно, что даже при проведении собрания духовенства Горнозаводского церковного округа 11 декабря 1998 года протоиереем Геннадием Ведерниковым, настоятелем храма во имя благоверного князя Александра Невского был вновь поднят вопрос "о недопустимости изъятия денег с приходов под видом ревизий на Господские, Богородичные и Престольные праздники".
В ходе собрания 29 мая 1998 года неоднократно поднимался вопрос о необходимости наведения должной финансовой дисциплины в рамках епархии. При этом большинство присутствующих признали необходимость сохранения действующих общеепархиальных программ. В связи с этим, Правящим Архиереем было предложено собравшимся самим определить, от какой из общеепархиальных программ, а так же от деятельности какого отдела Епархиального управления следует отказаться ради экономии средств. Обсуждение этого вопроса, продолжавшееся в прямом смысле всю ночь, не привело ни к какому результату. Авторы письма не решились назвать, что среди общеепархиальных программ их не устраивает, они только требовали снижения отчислений.
В итоге Правящим Архиереем было дано благословение отцам благочинным церковных округов на своём заседании в 10-дневный срок рассмотреть механизм контроля за финансово-хозяйственной деятельностью на всех уровнях епархии и представить свои рекомендации на утверждение Правящего Архиерея и Епархиального Совета, что не было вновь исполнено.
В итоге при участии заинтересованных лиц было подготовлено распоряжение по Епархиальному управлению ?22 от 17 июня 1998 года, которое приводится ниже:
Во исполнение решения собрания священнослужителей Екатеринбургской епархии от 29 мая 1998 года впредь товар, закупаемый епархией и предлагаемый для продажи приходам, наценять на 25%, стоимость одной пачки свечей установить 25 рублей. При этом подтверждается ранее принятое решение Епархиального совета о категорическом запрещении приобретения товара помимо складов Епархиального управления. Установить, что приходы Екатеринбургской епархии вносят пожертвования в кассу Епархиального управления в размере 20 процентов: как от всех доходных статей финансового отчета, так и от всех остальных денежных поступлений.
Данный вопрос вновь был рассмотрен на заседании Епархиального Совета 10 июля 1998 года
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Учитывая прошения ряда приходов считать целесообразным установить фиксированную сумму отчислений приходов Екатеринбургской епархии на общеепархиальные нужды в размере 360 тысяч рублей.
2. Распределение данной суммы между приходами с установлением для каждого отдельного прихода фиксированного размера совершить благочинным благочиний до 16 июля 1998 года.
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на Председателя Совета благочинных Екатеринбургской епархии протоиерея Николая Ладюка и благочинных церковных округов.
4. При этом вновь подчеркнуть необходимость строгого исполнения определений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года о необходимости "считать необходимым введение в практику на епархиальном уровне целенаправленного перераспределения средств от более обеспеченных приходов к менее обеспеченным, особенно восстанавливающимся и имеющим малое число прихожан вследствие удаленности от крупных населенных пунктов. Епархиальным Преосвященным иметь попечение о епархиальных духовных учебных заведениях, а также о материальной поддержке духовенства малообеспеченных приходов, дабы не допустить несвойственного Церкви материального неравенства среди клира".
5. При этом вновь подчеркнуть необходимость настоятелям и председателям приходских советов строго исполнять требования Устава прихода Екатеринбургской епархии о запрещении покупки церковного товара и свечей минуя склады Епархиального управления. Вновь подчеркнуть, что такие действия наносят финансовый ущерб Церкви и ведут к ее обнищанию. Ходатайствовать перед Правящим Архиереем о том, чтобы в случае нарушения данного требования к мирянам применялось церковное прещение, а допустившие подобное настоятели приходов отстранялись бы от должности настоятеля с переводом вторым или третьим клириком в другой приход.
Данное решение подписали большинство благочинных церковных округов и благочиний. Однако вновь именно благочинные церковных округов не смогли прийти к общему мнению о конкретном размере отчислений каждого прихода. В этой обстановке любое решение Правящего Архиерея могло было стать основой для новых церковных нестроений, и порядок, установленный распоряжением ?22 от 17 июня 1998 года был сохранен.
Некоторые клирики сетуют на то, что Архиерей лучшие храмы Епархии сделал своими подворьями и обогащается за счет них...
Во-первых, решения о преобразовании того или иного храма в подворье принималось в большинстве случаев Епархиальным советом. Во-вторых, такое решение возникало не на пустом месте. Как правило, положение на приходах, которые преобразовывались в подворья, перед этим многократно было предметом обсуждения и разбирательств на Совете. Этот были либо конфликты в общине, либо непонимание между настоятелем и старостой, либо имели место финансовые злоупотребления. И в-третьих. В условиях задержки с выплатой определенными приходами отчислений на общеепархиальные нужды, которые продолжались и даже возрастали, практически все общеепархиальные программы оказались под угрозой. Ведение общеепархиальных программ осуществлялось по большей части именно за счет доходов архиерейских подворий. В этих условиях было принято решение о закреплении доходов определенных архиерейских подворий для финансирования тех или иных направлений деятельности Епархиального управления. Так, Вознесенское подворье финансирует Духовное училище, Троицкое Нижнего Тагила - издательскую деятельность, Троицкое Ирбита - православное телевидение. Ряд других уже давно преобразованы в монастыри или приходские храмы в связи с нормализацией там церковной жизни.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.