ИКОНА - БЕСЦЕННОЕ СОКРОВИЩЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Святая Православная Церковь обладает множеством бесценных сокровищ. Одно из них - икона. Как священный образ,икона есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с преданием записанным и преданием устным.
"Великая крепость и божественная сила дается тем, - учит св. Иоанн Дамаскин, - кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых! Поэтому, братья, станем на скале веры и на Предании Церкви, не сокрушая пределы, поставленные святыми отцами нашими, не давая места тем, которые желают вводить новое и разрушать здание Святой Соборной и Апостольской Церкви Божией. Ибо если будет дана свобода всякому желающему, то мало-помалу будет погублено все Тело Церкви. Нет, братья, нет, христолюбивые чада Церкви, не бесчестите матери нашей! Не совлекайте украшения ее! Примите ее, которая через меня ведет с вами переговоры! Уразумейте, что о ней говорит Бог: Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! (Песн. 4:7). ... Братия! Христианин оценивается по силе его веры. Поэтому приходящий с верою получит обильную пользу; сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1: 6), - он не получит ничего. Ибо все святые благоугодили Богу посредством веры. Итак, да примем Предание Церкви правым сердцем и без многих размышлений! Ибо Бог сотворил человека а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7: 29). Да не одобрим изучения новой веры, так как в этом случае подвергается нареканию предание святых отцов! Ибо божественный апостол говорит: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1: 9)".
Икона почитается наравне с Крестом и Евангелием.
"... Еще от апостольских времен святые иконы употреблялись в храмах, - написано в послании восточных патриарxов, - и верующие поклонялись им. Об этом повествуют весьма многие. Вместе с ними и VII Вселенский Собор постыжает всякое еретическое кощунство. Этот Собор яснейшим образом разъясняет, как должно поклоняться святым иконам и предает проклятию и отлучению и тех> которые воздают иконам поклонение как Богу, и тех, кто называет православныx, поклоняющихся иконам, идолослужителями. Вместе с ним и мы предаем анафеме тех, которые или святому, или иконе, или Кресту, или мощам святых, или священным сосудам, или Евангелию, или чему бы то ни было другому на небе, на земле или в море воздают такую честь, какая прилична только Единому в Троице Богу. Равно анафематствуем и тех, которые поклонение иконам называют идолослужением и потому не поклоняются им, не чтут Креста или святыx, как заповедала Церковь". (Послан. восточ. патр. М., 1846, с. 40-42).
Из определений VII Вселенского Собора
Мы неприкосновенно сохраняем все церковные Предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей Евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно, вочеловечился, и служит на пользу нам, потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения, и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию Кафолической Церкви, - ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой,- со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны красками, или из мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были достойным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах или на дощечкаx, или в домах и при дорогах, а равно, будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа или Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще, благодаря иконам, они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразаx, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое по вере пашей приличествует одному только Божественному естеству. Созерцающие иконы побуждаются приносить фимиам в их честь и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения Честного и Животворящего Креста, святых Ангелов и других священных приношений и как по благочестивому внушению делалось это обыкновенно и в древности. Потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются Ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть в предании Кафолической Церкви, в которой Евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. (Деяния Вселенских Соборов, т. VII, Казань, 1873, с. 592-594).
Святое предание сохранило множество случаев чудесной помощи и исцелений, проистекающих от св. икон. Происходит это и сегодня, на наших глазах.
Каждый христианин знает множество случаев чудесных событий, связанных со святыми иконами. Поэтому и вера наша в благодатную силу Божию, проистекающую через святые иконы, непоколебима. "Икону, и не свидетельствованную, и не объявленную чудотворной, благоговейно чтить всегда справедливо и душеполезно, - говорит святитель Филарет Московский. - Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения первообразу".
"Стой перед иконой Спасителя, - учит святитель Игнатий Брянчанинов, - как перед Самим Господом Иисусом Христом, невидимо вездесущим и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стой перед иконой Божией Матери, как перед Самой Пресвятой Девой... ибо ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх и вводит в нее спасительное чувство благоговения".
Как нам помогает святыня
(советы болящим)
Как уже говорилось выше, целительная сила св. икон восходит к их первообразу и объясняется действием Божией Благодати, "немощная врачующая". Но как нам следует молиться пред св. образами, чтобы получить просимое, чтобы облегчились страдания болящего, чтобы легче стало бремя скорбей и утрат?
Прежде всего надо помнить что "все, что от Господа бывает к добру, - говорит свт. Феофан Затворник. - Поэтому, если Бог послал болезнь - благодарите Господа; потому что если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. Сведите все к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот".
Но Господь не возбраняет нам просить о выздоровлении. Он Сам даровал угодникам Своим многополезные и многомощные способности помогать нашим духовным и телесным немощам посредством силы благодати Духа Святого.
Особенно скорую помощь получаем мы по молитвам пред чудотворными иконами, чрез которые и поныне обильно проистекают чудеса и исцеления. Вот поэтому хорошо болящим или их родственникам посещать храмы и монастыри, где имеются таковые святыни, служить там молебны, присовокупляя и свои слезные молитвы, с верою и благоговением прикладываться к этим святым образам, и по вере нашей Господь, если есть на это Его святая воля, исполнит просимое.
Но и находясь в своей постели (ведь иногда у болящею нет возможности совершить паломничество или вообще выйти из дома) можно молиться пред домашними образами п получить чудесную помощь, ведь всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на Небе, а молитва - особенно.
Если вы не знаете, у какой иконы вам следует молиться о выздоровлении, какой угодник Божий наделен силой помочь именно в вашем недуге, - испросите совета у духовного отца, приходского священника или духовно опытного человека. И не будем никогда забывать, что "болезнь,- по словам свт. Феофана, учит смирению и покорности воле Божией. Благодушествуйте и Бога за все благодарите в уверенности, что все к лучшему, хоть это не видно теперь. После увидите".
 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.